18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Эдвард Мунк без мрака, боли и печали. Ну почти

Эдвард Мунк.  «Кете и Хьюго Перлз». 1913.  Фото: Munchmuseet
Эдвард Мунк. «Кете и Хьюго Перлз». 1913.
Фото: Munchmuseet
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

На лондонской выставке портретов вырисовывается неожиданный образ автора. Оказывается, Мунк был окружен друзьями, партнерами, меценатами, которые вдохновляли и поддерживали его на протяжении всей жизни

Эдвард Мунк — это не только трагические экспрессионистические работы, полные скорби, одиночества, отчаяния. Художник писал и другие произведения, в частности портреты членов семьи, друзей и покровителей. Выставка в Национальной портретной галерее в Лондоне посвящена именно им и рассказывает о семейной жизни художника и времени, проведенном в богемных кругах Кристиании (современного Осло), Парижа и Берлина, а также о его пребывании в Германии и последних годах жизни после возвращения в Норвегию.

Мунк потерял мать и старшую сестру, умерших от туберкулеза, еще до того, как всерьез занялся живописью. Его ранние портреты — это мрачные, натуралистические фигуры, такие как тетя Карен, одетая в черное, с опущенными глазами. «Вечер» (1888) изображает другую сестру, Лору, смотрящую на поросшее травой поле, и свидетельствует о поисках художником собственного стиля. «В картине заметно знакомство с французскими мастерами и намек на влияние японского искусства, фигура Лоры сдвинута в сторону, — говорит куратор Элисон Смит. — Ее пустой взгляд, устремленный за пределы картины, предвосхищает „Меланхолию“».

Эдвард Мунк. «Автопортрет». 1882– 1883.  Фото: Fredrik Birkelund / Oslo Museum
Эдвард Мунк. «Автопортрет». 1882– 1883.
Фото: Fredrik Birkelund / Oslo Museum

Главной темой выставки стала способность Мунка, по его собственным словам, видеть «за маской каждого». Например, похотливый, снисходительный вид, который он придал на портрете 1885 года художнику Карлу Йенсену-Хьеллю, вызвал возмущение современников. Портрет могущественного промышленника Вальтера Ратенау — драматическое вертикальное полотно 1907 года, на котором доминирует внушительная фигура в блестящих ботинках и с сигарой в руке, — удивил даже саму модель. «Ужасный тип, не так ли? — якобы сказал Ратенау. — Вот что получаешь, когда твой портрет пишет гений: ты выглядишь более похожим на себя, чем есть на самом деле». Иногда Мунк зашифровывал в портретах дополнительные смыслы, которые ускользают от нас. Например, на портрете 1892 года «Адвокат Тор Люткен» на рукаве модели изображен скрытый пейзаж с двумя обнимающимися фигурами.

От богемного Ханса Йегера до психиатра Даниеля Якобсона — в экспозиции представлены люди, которые не только финансировали творчество художника, но и вдохновляли его, помогали и дружили с ним. В итоге выставка показывает Эдварда Мунка как человека, который на самом деле не был одинок, а поддерживал связи вплоть до преклонных лет, считает куратор.

Национальная портретная галерея
«Портреты Эдварда Мунка»
До 15 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+