18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка в Эрмитаже: публика русская, манера — французская

Гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Галерея графики Государственного Эрмитажа продолжает знакомить зрителей с европейской графикой по хронологии и по школам. Очередной показ завершает XVI век: были Нидерланды, Италия, Германия, теперь — Франция

В Галерее графики Государственного Эрмитажа выставили 200 листов изящного искусства — от архаичного готического «Портрета мужчины в шляпе» (1450–1460-е) Жана Фуке до изысканного многофигурного «Несения Креста» (1611–1616) Жак-Шарля де Белланжа, позднего маньериста, соединявшего религиозность и чувственность.

В искусстве Франции отразились сложные перипетии европейской истории. Поэтому среди авторов рисунков много нефранцузов по происхождению, но художников, важных для формирования французской школы. Разнообразный материал потребовал объединения усилий четырех кураторов: Александра Конева, Карины Красильниковой, Ирины Кулименевой и Василия Успенского.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

По словам Успенского, главная идея — показать, как формировалась «французскость» французского искусства. Именно в XVI веке это искусство обрело трех китов: классичность, чувственность, элегантность, на которых будет держаться все последующие эпохи, от рококо до ар-нуво.

Основу эрмитажного собрания французской графики составляют коллекции Карла Кобенцля и Генриха фон Брюля, предусмотрительно приобретенные Екатериной II, когда они были доступны. Остальное попало в музей в 1920-е годы из Академии художеств и Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Галерея графики существует в Эрмитаже меньше двух лет, но уже сложилась традиция четкого разделения представляемых листов по хронологии и/или техникам, именам, сюжетам. В случае с французской графикой кураторы начинают с известных рисунков Франсуа Клуэ, прозванного Жане, по словам куратора, совершенных, но холодных и чуть льстивых. Таковы портреты французских королей Франциска I, который и стал основателем школы Фонтенбло, пригласив итальянских художников; Карла IX, прожившего всего 23 года и чье правление отмечено Варфоломеевской ночью; а также Екатерины Медичи — королевы-матери, регентши при малолетнем Карле IX.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Такие же качественные, но без льстивости рисунок Пьера Дюмустье Старшего, который изобразил своего старшего брата Этьена, и превосходный «Портрет молодого человека», нарисованный Мастером I.D.C. У персонажа грустные умные глаза нашего современника, хоть рисунок и создан 450 лет назад.

В центре выставки та самая школа Фонтенбло. Как говорит Успенский, представьте себе, что италоман Франциск I привозит во Францию, где еще в тренде готика, даже не мастеров Высокого Возрождения с их преклонением перед Античностью, а маньеристов Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо — тогдашний авангард европейского искусства, которые вместо стремления к возвышенному идеалу предавались игре, соревнуясь в оригинальности. «Франция, не успевшая выучиться художественной азбуке, получила в качестве прописей упражнения в виртуозной каллиграфии», — поясняет куратор.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Впрочем, будем объективны: король приглашал и титанов Возрождения. Микеланджело и Рафаэль отказались. Леонардо да Винчи на склоне лет приехал. Ничего особенного не создал, но привез с собой «Джоконду».

Маньеристы задавали тон в Фонтенбло. Эскиз настольного украшения Россо Фьорентино, «Два фавна несут сатира», «Юпитер, Нептун и Плутон» и «Отдыхающая Диана» Приматиччо — образцы высокого маньеризма. За учителями потянулись другие «школьники». Гравюра резцом «Парнас» Этьена Делона и рисунок Николя де Хея со сценой жестокой казни «Медный бык, или Бык Фаларида» не уступят итальянцам.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

В том же ряду находятся произведения Леона Давена: офорт «Мадонна с Младенцем и святыми», созданный по оригиналу Пармиджанино, гравюра «Тимоклея перед Александром», офорт «Александр укрощает Буцефала» (по Приматиччо). Гимном французскому маньеризму стала гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Атлетичная нагая красавица изображена в обрамлении изысканной архитектуры. Значительное место на выставке отведено рисункам и гравюрам Этьена Делона из серий «Моральные аллегории» и «Двенадцать месяцев», «Гротескам» на ветхозаветные сюжеты.

Во Франции маньеризм сильно повлиял на прикладные искусства, о чем свидетельствуют офорты «Герма в виде гротескной фигуры сатирессы» Жана Миньона и «Проект настольного фонтана» Николаса Халинса, рисунок «Кувшин с Нептуном и Амфитритой» Этьена Делона (сосуд должен быть изваян из скульптурных изображений человеческих тел), офорт «Три полукариатиды» Жака Андруэ Дюсерсо Старшего.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Радость настоящего библиофила — первый показ для широкой публики книжной графики. Это иллюстрации Бернара Соломона к «Метаморфозам» Овидия, Пьера Эскриха — к книге «Слово об устройстве лагерей и военной дисциплины у римлян», гравюры Леонара Готье из серии «108 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам».

Мажорен финал выставки. Отдельный зал посвящен Жаку де Беланжу и его работам на библейские сюжеты — соединившим религиозность и эротику предвестникам эпохи барокко.

Государственный Эрмитаж
«Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+