18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Выставка в Эрмитаже: публика русская, манера — французская

Гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Галерея графики Государственного Эрмитажа продолжает знакомить зрителей с европейской графикой по хронологии и по школам. Очередной показ завершает XVI век: были Нидерланды, Италия, Германия, теперь — Франция

В Галерее графики Государственного Эрмитажа выставили 200 листов изящного искусства — от архаичного готического «Портрета мужчины в шляпе» (1450–1460-е) Жана Фуке до изысканного многофигурного «Несения Креста» (1611–1616) Жак-Шарля де Белланжа, позднего маньериста, соединявшего религиозность и чувственность.

В искусстве Франции отразились сложные перипетии европейской истории. Поэтому среди авторов рисунков много нефранцузов по происхождению, но художников, важных для формирования французской школы. Разнообразный материал потребовал объединения усилий четырех кураторов: Александра Конева, Карины Красильниковой, Ирины Кулименевой и Василия Успенского.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

По словам Успенского, главная идея — показать, как формировалась «французскость» французского искусства. Именно в XVI веке это искусство обрело трех китов: классичность, чувственность, элегантность, на которых будет держаться все последующие эпохи, от рококо до ар-нуво.

Основу эрмитажного собрания французской графики составляют коллекции Карла Кобенцля и Генриха фон Брюля, предусмотрительно приобретенные Екатериной II, когда они были доступны. Остальное попало в музей в 1920-е годы из Академии художеств и Центрального училища технического рисования барона Штиглица.

Галерея графики существует в Эрмитаже меньше двух лет, но уже сложилась традиция четкого разделения представляемых листов по хронологии и/или техникам, именам, сюжетам. В случае с французской графикой кураторы начинают с известных рисунков Франсуа Клуэ, прозванного Жане, по словам куратора, совершенных, но холодных и чуть льстивых. Таковы портреты французских королей Франциска I, который и стал основателем школы Фонтенбло, пригласив итальянских художников; Карла IX, прожившего всего 23 года и чье правление отмечено Варфоломеевской ночью; а также Екатерины Медичи — королевы-матери, регентши при малолетнем Карле IX.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Такие же качественные, но без льстивости рисунок Пьера Дюмустье Старшего, который изобразил своего старшего брата Этьена, и превосходный «Портрет молодого человека», нарисованный Мастером I.D.C. У персонажа грустные умные глаза нашего современника, хоть рисунок и создан 450 лет назад.

В центре выставки та самая школа Фонтенбло. Как говорит Успенский, представьте себе, что италоман Франциск I привозит во Францию, где еще в тренде готика, даже не мастеров Высокого Возрождения с их преклонением перед Античностью, а маньеристов Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо — тогдашний авангард европейского искусства, которые вместо стремления к возвышенному идеалу предавались игре, соревнуясь в оригинальности. «Франция, не успевшая выучиться художественной азбуке, получила в качестве прописей упражнения в виртуозной каллиграфии», — поясняет куратор.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Впрочем, будем объективны: король приглашал и титанов Возрождения. Микеланджело и Рафаэль отказались. Леонардо да Винчи на склоне лет приехал. Ничего особенного не создал, но привез с собой «Джоконду».

Маньеристы задавали тон в Фонтенбло. Эскиз настольного украшения Россо Фьорентино, «Два фавна несут сатира», «Юпитер, Нептун и Плутон» и «Отдыхающая Диана» Приматиччо — образцы высокого маньеризма. За учителями потянулись другие «школьники». Гравюра резцом «Парнас» Этьена Делона и рисунок Николя де Хея со сценой жестокой казни «Медный бык, или Бык Фаларида» не уступят итальянцам.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

В том же ряду находятся произведения Леона Давена: офорт «Мадонна с Младенцем и святыми», созданный по оригиналу Пармиджанино, гравюра «Тимоклея перед Александром», офорт «Александр укрощает Буцефала» (по Приматиччо). Гимном французскому маньеризму стала гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Атлетичная нагая красавица изображена в обрамлении изысканной архитектуры. Значительное место на выставке отведено рисункам и гравюрам Этьена Делона из серий «Моральные аллегории» и «Двенадцать месяцев», «Гротескам» на ветхозаветные сюжеты.

Во Франции маньеризм сильно повлиял на прикладные искусства, о чем свидетельствуют офорты «Герма в виде гротескной фигуры сатирессы» Жана Миньона и «Проект настольного фонтана» Николаса Халинса, рисунок «Кувшин с Нептуном и Амфитритой» Этьена Делона (сосуд должен быть изваян из скульптурных изображений человеческих тел), офорт «Три полукариатиды» Жака Андруэ Дюсерсо Старшего.

Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.  Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж
Выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века» в Эрмитаже.
Фото: Станислав Марченко / Государственный Эрмитаж

Радость настоящего библиофила — первый показ для широкой публики книжной графики. Это иллюстрации Бернара Соломона к «Метаморфозам» Овидия, Пьера Эскриха — к книге «Слово об устройстве лагерей и военной дисциплины у римлян», гравюры Леонара Готье из серии «108 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам».

Мажорен финал выставки. Отдельный зал посвящен Жаку де Беланжу и его работам на библейские сюжеты — соединившим религиозность и эротику предвестникам эпохи барокко.

Государственный Эрмитаж
«Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»
До 13 июля

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+