18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Райские кущи больше не заслоняют фигуру Создателя

Фигура Бога Отца была изображена на переднем плане картины «Грехопадение», что не помешало замаскировать ее из предосторожности.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Фигура Бога Отца была изображена на переднем плане картины «Грехопадение», что не помешало замаскировать ее из предосторожности.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Нидерландской картине из Пермской художественной галереи возвращен оригинальный вид, отчасти утраченный 400 лет назад — не по причине вредоносного внешнего воздействия, а из-за политической предусмотрительности тогдашнего владельца произведения

Любопытный случай религиозной цензуры был обнаружен реставраторами картины неизвестного автора из собрания Пермской художественной галереи. Голландское «Грехопадение» XVI века, как оказалось, изображает не только Адама и Еву, но и крупную фигуру Бога Отца, которая позже была «спрятана» в кустах.

Эта картина маслом на дереве является вариацией рисунка антверпенского мастера Мартина де Воса для гравюры Яна Саделера, на которой Бог Отец присутствует. Изначально он был изображен и на этой доске, однако на рубеже XVI–XVII веков фигура была записана. Как рассказывают в галерее, вероятно, это было связано с событиями Тридцатилетней войны, эпохой протестантского иконоборчества. Изображение земных людей, Адама и Евы, было безопасно сохранить, а вот показ высшего существа находился под запретом. Поэтому очередной владелец велел другому анонимному художнику замаскировать фигуру Создателя раскидистыми райскими кущами.

Картина «Грехопадение» до реставрации.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Картина «Грехопадение» до реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

В таком виде работа бытовала около 400 лет, в какой-то момент попав в пермский музей. Недавно произведение было передано специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря. Поводом к началу реставрационных работ стали не какие-то подозрения относительно скрытого слоя, а более приземленная задача — приведение картины в порядок накануне переезда музея в новое здание. А также тот факт, что жуки-точильщики повредили деревянное основание.

Реставраторы не только почистили потемневший лак и укрепили поврежденную насекомыми доску, но и произвели съемку, которая обнаружила тайный слой живописи. Поздняя запись наконец была ликвидирована, и Бог Отец снова явился на первом плане. Его крупная светлая фигура в одеяниях розоватого оттенка возвратила картине композиционное равновесие, нарушенное темным пятном кустов. Кроме того, ученые немного приблизились к установлению авторства работы. По их мнению, художник мог принадлежать к кругу Мартина де Воса или быть его последователем.

Картина «Грехопадение» после реставрации.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Картина «Грехопадение» после реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

До 16 марта картина представлена на монографической выставке «„Грехопадение“. Кто поправил Мартина де Воса?» в пространстве «Тесла», временной локации Пермской художественной галереи. Помимо титульного произведения, здесь представлены фотодокументация реставрации, а также экспонаты, рассказывающие о времени и месте создания картины. Это вторая часть выставочного проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории», которым музей возобновил работу «Теслы» после полугодового перерыва. Цикл включает работавшую в декабре — феврале выставку про ренессансные «Сцены из жизни Иосифа Прекрасного» работы неизвестного автора. Третьей и четвертой частями проекта станут моновыставки «„Аллегория науки“. Игра в прятки с сюжетом» и «Николай Неврев. „Большой выигрыш“. Номинал удачи пореформенной эпохи», которые поочередно откроются весной и в начале лета. Все четыре произведения были отреставрированы в ВХНРЦ в последние годы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+