18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Райские кущи больше не заслоняют фигуру Создателя

Фигура Бога Отца была изображена на переднем плане картины «Грехопадение», что не помешало замаскировать ее из предосторожности.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Фигура Бога Отца была изображена на переднем плане картины «Грехопадение», что не помешало замаскировать ее из предосторожности.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Нидерландской картине из Пермской художественной галереи возвращен оригинальный вид, отчасти утраченный 400 лет назад — не по причине вредоносного внешнего воздействия, а из-за политической предусмотрительности тогдашнего владельца произведения

Любопытный случай религиозной цензуры был обнаружен реставраторами картины неизвестного автора из собрания Пермской художественной галереи. Голландское «Грехопадение» XVI века, как оказалось, изображает не только Адама и Еву, но и крупную фигуру Бога Отца, которая позже была «спрятана» в кустах.

Эта картина маслом на дереве является вариацией рисунка антверпенского мастера Мартина де Воса для гравюры Яна Саделера, на которой Бог Отец присутствует. Изначально он был изображен и на этой доске, однако на рубеже XVI–XVII веков фигура была записана. Как рассказывают в галерее, вероятно, это было связано с событиями Тридцатилетней войны, эпохой протестантского иконоборчества. Изображение земных людей, Адама и Евы, было безопасно сохранить, а вот показ высшего существа находился под запретом. Поэтому очередной владелец велел другому анонимному художнику замаскировать фигуру Создателя раскидистыми райскими кущами.

Картина «Грехопадение» до реставрации.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Картина «Грехопадение» до реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

В таком виде работа бытовала около 400 лет, в какой-то момент попав в пермский музей. Недавно произведение было передано специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря. Поводом к началу реставрационных работ стали не какие-то подозрения относительно скрытого слоя, а более приземленная задача — приведение картины в порядок накануне переезда музея в новое здание. А также тот факт, что жуки-точильщики повредили деревянное основание.

Реставраторы не только почистили потемневший лак и укрепили поврежденную насекомыми доску, но и произвели съемку, которая обнаружила тайный слой живописи. Поздняя запись наконец была ликвидирована, и Бог Отец снова явился на первом плане. Его крупная светлая фигура в одеяниях розоватого оттенка возвратила картине композиционное равновесие, нарушенное темным пятном кустов. Кроме того, ученые немного приблизились к установлению авторства работы. По их мнению, художник мог принадлежать к кругу Мартина де Воса или быть его последователем.

Картина «Грехопадение» после реставрации.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Картина «Грехопадение» после реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

До 16 марта картина представлена на монографической выставке «„Грехопадение“. Кто поправил Мартина де Воса?» в пространстве «Тесла», временной локации Пермской художественной галереи. Помимо титульного произведения, здесь представлены фотодокументация реставрации, а также экспонаты, рассказывающие о времени и месте создания картины. Это вторая часть выставочного проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории», которым музей возобновил работу «Теслы» после полугодового перерыва. Цикл включает работавшую в декабре — феврале выставку про ренессансные «Сцены из жизни Иосифа Прекрасного» работы неизвестного автора. Третьей и четвертой частями проекта станут моновыставки «„Аллегория науки“. Игра в прятки с сюжетом» и «Николай Неврев. „Большой выигрыш“. Номинал удачи пореформенной эпохи», которые поочередно откроются весной и в начале лета. Все четыре произведения были отреставрированы в ВХНРЦ в последние годы.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+