18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Орхан Памук: не только литератор, но и иллюстратор собственной жизни

При публикации Орхан Памук изъял из своих рисованных блокнотов календарную последовательность.  Фото:  Orhan Pamuk archive
При публикации Орхан Памук изъял из своих рисованных блокнотов календарную последовательность.
Фото: Orhan Pamuk archive
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Знаменитый турецкий писатель опубликовал свои блокноты, в которых тексты неразрывно связаны с изображениями. Это издание может служить наглядным свидетельством того, как, по признанию Памука, он воскресил в себе художника, убитого в юности им самим

Самый известный из ныне живущих турецких литераторов, нобелевский лауреат и автор множества романов-бестселлеров, Орхан Памук с детства питал одну тайную страсть. Уже в зрелом возрасте, в период с 2009 по 2022 год, он ежедневно не только делал дневниковые записи, но и рисовал в своих блокнотах Moleskine. Тексты и рисунки отражали целый ряд событий — от посещения с друзьями Метрополитен-музея в Нью-Йорке до путешествия, например, в Индию. Сейчас рукотворные листы помещены в единый том под названием «Воспоминания о далеких горах. Иллюстрированные блокноты».

«Это выборка из моих дневников, — говорит Орхан Памук. — В 400-страничной книге картинки связаны друг с другом и с текстами, которые их окружают, тематически, чувственно или по совпадению. Существует преемственность слов и картинок, которые мне дороги. Страницы рассказывают о чувствах, снах, кошмарах, настроениях, путешествиях, наблюдениях — все это в цвете». Для создания иллюстраций Памук использовал линеры, карандаши, мелки и акварель. «Иногда, когда я пишу на странице, я оставляю место для рисунка, который сделаю позже. Иногда пишу на развороте с раскрашенной страницей. Тексты не объясняют картинки, а картинки не иллюстрируют тексты», — рассказывает он.

Orhan Pamuk. Memories of Distant Mountains: Illustrated Notebooks / Перевод Ekin Oklap. Faber. 384 с. £35. На английском языке
Orhan Pamuk. Memories of Distant Mountains: Illustrated Notebooks / Перевод Ekin Oklap. Faber. 384 с. £35. На английском языке

Выбор для публикации дневниковых страниц из более чем 30 тетрадей, как подчеркивает писатель, был труден и сам по себе, а размещение их в «поэтическом» порядке стало еще одним испытанием. «Я располагал страницы не по хронологии, а выстраивал их по темам, по предметам, по настроению, по местам или даже по цветам».

Книга охватывает в том числе сложные эпизоды из жизни автора. В 2005 году в одном из интервью Памук прокомментировал массовые убийства армян и курдов в Османской империи в 1915 году, за это на него ополчилась турецкая пресса, и ему даже предоставили трех телохранителей для защиты. «Вот суд, перед которым я предстал в 2005 году за высказывания о геноциде армян. Люди бросали в нас камни, когда мы выходили», — поясняет он зарисовку уличной сцены.

В других записях он рассказывает о создании картин в студии Инджи Эвинер, которая представляла Турцию на Венецианской биеннале в 2019 году. Впрочем, увлеченность Памука искусством теплилась с очень давних времен. «Я хотел быть художником до 22 лет, — говорит он. — Мой дедушка, отец и дяди были инженерами-строителями. Я тоже должен был поступить в Стамбульский технический университет. Поскольку я был белой вороной, художником в семье инженеров, все они говорили, что мне нужно пойти в тот же университет, только изучать архитектуру вместо гражданского строительства. Внезапно в возрасте 22 лет я убил в себе художника и начал писать романы. Художник во мне все-таки не умер, но он был застенчив и работал тайно».

«Музей невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году, основан на одноименном романе Орхана Памука 2008 года.  Фото: The Museum of Innocence
«Музей невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году, основан на одноименном романе Орхана Памука 2008 года.
Фото: The Museum of Innocence

Отчасти эти блокноты берут начало в крупном проекте Орхана Памука — «Музее невинности», который открылся в Стамбуле в 2012 году и основан на его одноименном романе 2008 года (это история любви, в которой рассказчик Кемаль собирает многочисленные предметы, принадлежавшие его кузине Фюсун). Получившая в 2014 году звание «Европейского музея года», институция хранит деревянные ящики, связанные с 83 главами книги. Каждый ящик представляет собой инсталляцию, наполненную предметами — как найденными объектами, так и произведениями, выполненными на заказ. «Увидев успех музея и опубликовав его каталог, я подумал, что теперь могу выйти из тени как художник и, возможно, мне следует показать и собственные художественные работы», — объясняет Памук.

Выставка «Утешение объектов», основанная на «Музее невинности» и других работах Орхана Памука, созданных за последние 25 лет, недавно открылась в Центре современного искусства Dox в Праге (до 6 апреля) после пребывания в Дрезденской картинной галерее и Городской галерее в доме Ленбаха в Мюнхене.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+