18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анатолий Белкин: не ретроспектива, но избранное

Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Написано, но не прочитано». 2003.
Фото: AZ/ART
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

На выставке «Буквальные связи» в AZ/ART представлено 60 произведений классика ленинградского неофициального искусства Анатолия Белкина. Могло быть и больше, но автор выступает против попыток «набить в выставочное пространство максимум своих работ»

Название проекта Анатолия Белкина «Буквальные связи» определилось тем обстоятельством, что впервые в полном объеме будет показана «Азбука» — альбом из 33 листов, исполненный в 2016 году. Это портреты всех букв современного русского алфавита в смешанной технике. По словам автора, он тоже впервые увидит «Азбуку» в виде единой ленты.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Тем, кто займется составлением биографии художника для энциклопедий (то, что он туда попадет, сомнений не вызывает), будет просто. Анатолий Белкин, участник овеянных легендами выставок ленинградского неофициального искусства в ДК имени И.И.Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), был самым молодым создателем феномена «газа-невской культуры». В 2004 году в Эрмитаже состоялась его «персоналия» «Золото болот», которая представила материалы «археологических раскопок» загадочного карликового народа, проживавшего в болотах Восточной Сибири. Этот остроумный проект-мистификация по­дружил музейщиков, дотоле скептически относившихся к современному искусству, с его действующими лицами. Можно утверждать, что именно Белкин открыл дорогу к показу в Эрмитаже выставок Энтони Гормли, братьев Чепмен, Яна Фабра и других. В 2012 году он выпустил альбом «Действующие лица», проявив себя в качестве незаурядного мастера черно-белой портретной фотографии; 70 снимков стали памятником времени — совсем недавнего, но безвозвратно ушедшего.

Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. Из альбома «Азбука».
Фото: AZ/ART

Нынешняя выставка состоит из четырех основных разделов. В центре первого находится «Азбука», которую сопровождают акварель «Письмо к самому себе» и «процарапка» на картоне «Написано, но не прочитано». Все они связаны с письменностью, знаками, пиктограммами.

Второй раздел представляет коллажи 1990-х годов, в которых Белкин использовал ностальгические фотографии начала ХХ века. Отдельное пространство отведено двум фигурам болотных карликов и лягушки, отлитых из бронзы по оригиналам, которые хранятся в Эрмитаже.

Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.  Фото: AZ/ART
Анатолий Белкин. «Трудные времена». 2017.
Фото: AZ/ART

Финальный раздел — архитектурный. В него вой­дут, в частности, картина темперой «Остатки входа в идеальный город» (2022), посвященная любимой петербургской теме античных руин, и коллаж «Осторожно, Египет!» (2011), на котором изображена пирамида, перекрытая красно-белой леерной лентой. Мотивы хрупкости памятников Белкин использовал в инсталляции «Карпаччо. Высокая вода», которая была показана в Эрмитаже в 2023 году. Тогда художнику исполнилось 70 лет, но проект был о культуре, а не о юбилеях.

Рассказывая о выставке в AZ/ART, Анатолий Белкин категорически против определения «ретроспектива». «Я еще жив, активно работаю, и мне скучно думать о ретроспективе», — говорит художник.

Центр современного искусства AZ/ART
«Буквальные связи»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+