18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ольга Тобрелутс: «Живопись — очень ревнивая дама»

Ольга Тобрелутс на фоне работы из серии «Транскодированные структуры».  Фото: Никита Шубный
Ольга Тобрелутс на фоне работы из серии «Транскодированные структуры».
Фото: Никита Шубный
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

К открытию 14 марта большой выставки Ольги Тобрелутс в Фонде культуры «Екатерина» мы поговорили с художницей о том, как в ее творчестве случился поворот от медиа-арта к живописи, а в жизни — от андерграундных вечеринок к уединению в деревне

В ваших абстракциях и граффити конца 1980-х — начала 1990-х годов совершенно не узнать ту Ольгу Тобрелутс, которая началась с серии «Отблески империи» (1993). Можете рассказать о раннем периоде вашего искусства, который предшествовал отсылкам к Античности и Ренессансу?

К сожалению, тогда я не знала о существовании множества Мандельброта, о фракталах (математические фрактальные структуры удалось визуализировать благодаря развитию компьютерной графики. — TANR). Но видела их образ на внутренней стороне век и хотела зафиксировать его на поверхности бумаги, холста. Я создавала бесконечное множество абстрактных эскизов. Находясь посреди улицы, делала зарисовки прямо на стенах домов. Параллельно искала единомышленников — художников, с кем можно было бы запечатлеть этот ускользающий образ на кино- и фотопленке, создав декорации и поместив в них абстрактных героев.

Граффити Ольги Тобрелутс во внутреннем дворе сквота Александра Петлюры «Заповедник искусств на Петровском бульваре». Москва, 1989.  Фото: архив Ольги Тобрелутс
Граффити Ольги Тобрелутс во внутреннем дворе сквота Александра Петлюры «Заповедник искусств на Петровском бульваре». Москва, 1989.
Фото: архив Ольги Тобрелутс

Античные сюжеты появились в вашем искусстве благодаря знакомству с Тимуром Новиковым, который основал в 1989-м «Новую академию изящных искусств» для продвижения в современное искусство классической эстетики?

Античные герои и сюжеты вернулись в мое творчество в Берлине. В поиске новых видео- и киновозможностей я дошла до киностудии в Бабельсберге и там познакомилась с профессором Ульрихом Вайнбергом, который мне и рассказал о фрактальной геометрии, познакомив с уже созданной на компьютере программой геометрического повторения, где копии узоров вложены друг в друга. Для меня это была трагедия, сильнейшее эмоциональное потрясение. Художественная идея, которой я была захвачена несколько лет, ради которой я создала Центр изучения орнамента при организации «А — Я» (существующее поныне Санкт-Петербургское общество «А — Я» было основано в 1989 году для поддержки творческих процессов в современной культуре и в продолжение традиций журнала «А — Я», где публиковались материалы о неофициальном русском искусстве. — TANR), уже была зафиксирована в далеком 1975 году математиком Бенуа Мандельбротом. Видя мое отчаяние, Ульрих предложил начать изучать компьютерные графические программы (в 1992 году это была совсем новая, революционная техника). Так родилась идея компьютерного коллажа. И по возвращении в Петербург на моей первой персональной выставке в Музее этнографии в 1994 году, где я показала серию коллажей «Отблески империи», Тимур вдруг объявил меня профессором кафедры новых технологий «Новой академии». Но это было, скорее, забавно. Такая модная игра в классиков.

Досье
Ольга Тобрелутс

Художница

1970 родилась в Ленинграде

1989 окончила Ленинградский архитектурно-индустриальный техникум и поступила на архитектурный факультет Государственного архитектурно-строительного университета

1992–1994 училась в студии Art+Com (Берлин) на отделении компьютерной графики и анимации

1994 вернулась в Россию и вошла в круг художников «Новой академии», основанной Тимуром Новиковым

2010 перешла от медиа-арта к живописи

2016 избрана в почетные академики Российской академии художеств

Еще…

В книге Андрея Хлобыстина «Шизореволюция», посвященной жизни ленинградского андерграунда, написано, что для одной из вечеринок, которые устраивались в начале 1990-х в планетарии, вы создали едва ли не первую в России видеоинсталляцию. Помните, что это было?

В Берлине я много снимала, находясь в художественном поиске, создала там экспериментальный фильм «Исследование лаборатории № 7». Остатки материала использовала для видеоинсталляции в планетарии. Куратором была Екатерина Андреева. Разместив по кругу видеопроекции актиний, сделанные мной в берлинском аквариуме, и подложив шум морского прибоя, я получила невероятную по релаксации комнату-колыбель. Зрители надолго там оставались и не хотели ее покидать.

Ольга Тобрелутс. «Автопробег». 2010.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Автопробег». 2010.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Потом еще было «Пиратское телевидение», фильм «Горе от ума»… И вот теперь Фонд культуры «Екатерина» представляет полную ретроспективу вашего видео-арта. Каковы главные вехи вашей работы с видео?

В 2010 году была ретроспектива «Новая мифология» в Московском музее современного искусства, где я показала все серии, созданные в формате компьютерного коллажа. После этого я закрыла тему компьютерных экспериментов и вернулась к живописи. За эти 15 лет я создала 245 крупноформатных живописных работ, все они находятся в различных частных и музейных собраниях. С большим трудом, благодаря фонду «Екатерина», Pogodina Gallery, Marina Gisich Gallery и Дмитрию Гайкову, нам удалось собрать некоторые из них, и эта выставка стала возможной. Но последний этаж будет отдан экспериментам с видео. Именно там можно увидеть, как от фильма, снятого на 16 мм в формате параллельного кино, идея перешла на пленку в формате Super VHS, потом Betacam, кинопленку 35 мм и в завершение уже стала полностью цифровой.

Ольга Тобрелутс. «Похищение Европы». Из серии «Летнее платье». 2018.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Похищение Европы». Из серии «Летнее платье». 2018.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

А почему, будучи пионером медиа-арта в России, вы вернулись к живописи?

Дело в том, что при невероятно быстром развитии компьютерных технологий создания двухмерных и трехмерных образов технология печати оказалась полностью провальной. Все, что выводилось на принтере, меня не удовлетворяло. Я пыталась исправлять, ретушировать принты и в какой-то момент поняла, что это все не имеет смысла. Но что нужно, чтобы техника живописи позволяла художнику свободно себя выражать? Это ее знание. Поэтому, уже имея за плечами мировое признание в качестве медиахудожника, я все оставила и пошла учиться живописи. Начала путь с самого начала. Отказалась от выставок в нескольких европейских и американских музеях и погрузилась в ежедневные уроки с прекрасным знатоком живописной техники старых мастеров Александром Архипенко.

Почему на новой выставке решено показать именно эти три живописных цикла: «Ландшафты небес», «Летнее платье» и «Транскодированные структуры»?

Последний 15-летний индиктион (15-летний период, который начали использовать в Древнем Риме как единицу системы летоисчисления. — TANR) закончился 1 сентября прошлого года, а значит, пришло время подвести итоги. Примерно с 2010 года я работала только над этими тремя циклами.

Экспозиция начинается с цикла «Ландшафты небес». Небо — это постоянно меняющаяся и вечно неизменная среда. Оно всегда с нами; даже заключенным в камерах оставляют кусочек неба. Живя в большом городе и не имея возможности видеть природную перспективу, мы перелетаем из города в город, путешествуя по небесным ландшафтам. А земные остались где-то внизу, на картинах художников Возрождения или во снах.

Ольга Тобрелутс. «Грифон». Из серии «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь». 2014.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Грифон». Из серии «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь». 2014.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Через всю выставку красной нитью проходит размышление о «Классической Вальпургиевой ночи» второй части «Фауста» Гёте. С неба на воздушном шаре спускаются в ад Фауст с Мефистофелем. В поисках Елены Прекрасной Фауст попадает в античный сад. И здесь начинается цикл «Летнее платье». Его идея родилась, когда, прогуливаясь по окрестностям деревни Пача в Венгрии, я увидела огромный старый платан. Трава у его корней была примята, словно мое появление спугнуло отдыхающих в его тени случайных любовников. Не знаю, был ли на Крите на месте любовных утех Европы и Зевса вечнозеленый платан, но этот великан был так прекрасен, что запустил пусковой механизм создания живописной серии, захватившей меня на целый год.

Цикл «Транскодированные структуры» — это некий гомункул из лаборатории Фауста. Создав цифровое трехмерное изображение, я перенесла его на холст традиционным методом, доказав, что исходный код построенного в программе изображения подсознательно может считываться человеческим мозгом. При аналоговом воспроизведении на холсте методом классической стадийной живописи код становится частью самой картины, и цифровое оборудование считывает его, придавая ему дополнительный объем. Это стало настоящим открытием, которое дает большое поле для дальнейших исследований.

Ольга Тобрелутс. «Красный транскодер». Из серии «Транскодированные структуры». 2020.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Красный транскодер». Из серии «Транскодированные структуры». 2020.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

Вы начали заниматься искусством в особое, бесшабашное время: сквоты, рейвы, события, которые невозможно представить себе сегодня. Например, вы участвовали в организованных Иваном Мовсесяном выставках, когда огромные произведения демонстрировались прямо на поднятом створе Дворцового моста. Как вы вспоминаете эти годы?

Это был период невероятных возможностей. В конце тысячелетия время так ускорилось, что за год происходило огромное количество событий, сотни выставок и мероприятий. Творчество, любовь, семья — на все хватало времени и сил. Сейчас я работаю над книгой, в которую войдут мои дневники и воспоминания о 1990‑х и 2000-х, их выпустит издательство музея «Гараж» в конце этого года.

Дворцовый мост — это, скорее, хеппенинг, чем выставка. Всего несколько десятков минут длилось событие. Мост свели, картины привязали веревками, мост развели, художники сфотографировались на его фоне, и выставка завершилась. Эта демонстрация Эрмитажу современного искусства проходила под лозунгом «Эрмитаж будет наш!». Для художников это было революционное заявление, мы чувствовали себя заговорщиками.

А как сегодня вы ощущаете пульс художественной жизни?

Сегодня большую часть времени я провожу в своей студии, в уединении, в деревне. Мне катастрофически не хватает времени для того, чтобы воплотить в живопись задуманное. Живопись — очень ревнивая дама. Стоит отвлечься, уехать на время — и начинаешь все сначала. А если каждый день работаешь, то она тебе раскрывается, словно бутон сказочного цветка. Сейчас я больше отказываюсь от выставок. Работы не остаются в мастерской, сразу уходят в коллекции, и собрать выставку, которую удалось собрать фонду «Екатерина», — это невероятная удача и кропотливый труд. Никто из обладателей не хочет расставаться с картинами, и поэтому все предыдущие попытки терпели неудачу.

Ольга Тобрелутс. «Полярная звезда. Кольский полуостров». Из серии «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь». 2018.  Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
Ольга Тобрелутс. «Полярная звезда. Кольский полуостров». Из серии «Фауст. Классическая Вальпургиева ночь». 2018.
Фото: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»

В 2016-м вы были избраны почетным академиком Российской академии художеств. Как я понимаю, близкий вам неоакадемизм был все-таки авангардным по духу проектом и в этой артистической игре в академию не всегда была очевидна грань между серьезностью и веселым угаром. Но избрание почетным академиком РАХ — это уже абсолютно серьезно и по-настоящему. Как вы восприняли получение этого звания?

Это произошло на торжественном мероприятии по случаю открытия групповой выставки в Московском музее современного искусства на Петровке и было абсолютно неожиданным для меня. Я настолько растерялась, что даже не спросила, за что такая честь. Мне кажется, что в профессии художника, по большому счету, звания не имеют значения. Ведь пока художник жив, непонятно, удалось ли ему создать шедевр. Только после его смерти созданные им картины либо навсегда остаются в том времени, когда жил художник, либо вдруг происходит чудо и они начинают меняться вместе с человечеством. И только во втором случае их можно назвать живыми живописными шедеврами, которые вечно остаются современными.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+