18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Индия намерена создать самый большой музей в мире

Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.  Фото: Wikimedia Commons
Миниатюра «Царь Душьянта, преследующий оленя». Середина XIX в.
Фото: Wikimedia Commons
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Грандиозный проект под названием «Юг Юджин Бхарат» должен со временем заменить Национальный музей в Нью-Дели, однако вопросов пока больше, чем ответов. Понятно только, что будущая институция расположится в административном районе индийской столицы

Самый крупный государственный музейный проект Индии XXI века уже начали реализовывать. В частности, в декабре минувшего года Министерство культуры подписало соглашение о парт­нерстве с Францией в деле создания в Нью-Дели Национального музея «Юг Юджин Бхарат» (YYBNM) (Yuge Yugeen Bharat в переводе с санскрита означает «вечная Индия»), который, как утверждается, станет самым большим музеем в мире. YYBNM сменит существующий Национальный музей Индии в рамках проекта Central Vista Redevelopment — перестройки административного района столицы под личным руководством премьер-министра страны Нарендры Моди.

Между тем важнейшие подробности пока остаются тайной — как для широкой общественности, так и для музейных деятелей. Неизвестны ни бюджет проекта, ни дальнейшая судьба действующего Национального музея.

Новая институция должна разместиться на холме Раисина, в зданиях Центрального секретариата, включающих Северный и Южный блоки, которые суммарно обеспечат ему площадь «приблизительно 155 тыс. кв. м», говорится в официальном пресс-релизе. Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления. Правительство Моди утверждает, что, помимо логистических причин, перестройка комплекса Централ-Виста — это еще и попытка избавить Индию от колониального наследия. Частное французское бюро FMD, в портфолио у которого Лувр в Абу-Даби, выступает консультантом, как сказано в релизе, по «реставрации и сохранению зданий» и «адаптивному использованию и ревитализации построек».

Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Планируется, что будущий музей расположится в зданиях Северного и Южного блоков комплекса Центрального секретариата в Нью-Дели.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Пока в открытом доступе нет полной информации о новом музее; в неведении пребывают даже некоторые из тех, кто включен в число консультантов. Тасним Закария Мехта, куратор и почетный директор Мумбайского музея имени доктора Бхау Даджи Лада, говорит, что Министерство культуры предложило ей консультировать YYBNM, но с 2022 года ее не зовут на встречи по проекту. «Северный и Южный блоки — колониальные здания с лабиринтом обособленных комнат и офисов. Все это будет очень сложно перепланировать в музей, где нужны логично соединенные и открытые пространства», — отмечает она.

Правительство инициировало несколько мастер-планов по перепланировке Дели; все они в свое время критиковались как попытки Моди переписать историю страны с позиций индуистского национализма. Проект Central Vista Redevelopment является крупнейшим из них и, по предварительным оценкам, обойдется государственной казне примерно в 200 млрд рупий ($2,3 млрд). Работы начались в декабре 2020 года.

Туманной остается и судьба нынешнего Национального музея, который был открыт в 1949 году и сменил локацию в 1955-м. В мае 2021 года он оказался в списке исторических зданий, которые по плану Central Vista Redevelopment должны быть снесены. В ответ на запрос Джавхара Сиркара, экс-министра культуры, который в то время был членом парламента, представитель Минкульта заявил, что решение о сносе здания пока не принято окончательно. Сиркар задавал этот вопрос еще несколько раз и всегда получал один и тот же ответ, который охарактеризовал как «уклончивый». К 2022 году было объявлено, что музей переедет в Северный и Южный блоки. Сиркар отправил в министерство запрос о том, проводятся ли консультации со специалистами по вопросу перевоза национальной коллекции из одного здания в другое. Ответ был такой: «Консультации идут полным ходом».

Возникает и другой вопрос: чем именно чиновники планируют заполнить огромное пространство YYBNM? В июле 2024 года Сиркар пытался узнать в Министерстве культуры, будут ли экспонаты старого музея демонстрироваться в Северном и Южном блоках. «В новом музее, вероятно, будут представлены предметы искусства не только из коллекции Национального музея, но и из других музеев Индии», — ответил министр. Это подтверждает и Мехта. Насколько ей известно, подразумеваются те предметы, что «уже были переданы из собраний музеев центрального правительства и сейчас находятся в хранилище YYBNM». Возможно, речь идет о Музее Индии в Колкате и Правительственном музее в Ченнаи.

В августе 2024 года было заявлено, что реконструкция Северного и Южного блоков начнется после того, как ключевые министерства и ведомства (здесь находится в том числе кабинет премьер-министра) освободят занимаемые помещения. Однако о времени переезда ничего не говорилось.

Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.  Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum
Комплекс, спроектированный Гербертом Бейкером в 1912 году и завершенный в 1927 году, считается символом британского колониального правления.
Фото: Rashtrapati Bhavan and Museum

Некоторые подробности раскрыл видеоролик, снятый компанией Tagbin из Гургаона, специализирующейся на иммерсивных технологиях. Она работает с правительством над рядом проектов. Видео демонстрировалось на Международной выставке музеев в 2023 году в Нью-Дели, где впервые было объявлено о планах создания YYBNM. Тогда чиновники заявили, что новый музей охватит 5 тыс. лет истории страны.

Согласно информации на сайте Национального музея, в его собрании хранится более 200 тыс. предметов. Бывший чиновник Министерства культуры на условиях анонимности сообщил: «Если сравнивать с коллекциями других музеев, там есть пробелы, несистемно представлены некоторые исторические периоды. Но что касается охвата, то, я думаю, коллекция Национального музея не имеет аналогов в стране». Сиркар отмечает, что музей «остро нуждается в дополнительных залах и выставочных площадях», а не в «создании еще одного сомнительного идеологического музея».

Кто возглавит будущую институцию, тоже неизвестно. «Пока неясно, кого назначат директором нового музея, но это должен быть человек, известный мировому арт-сообществу», — говорит Мехта. Она считает, что самой большой проблемой, стоящей перед YYBNM, является «острая нехватка в Индии опытных кураторов, особенно специалистов по искусству до эпохи модерна. Если хочется реализовать международно признанный проект, то его руководители должны быть на равных с коллегами из других стран, чтобы доносить программу и миссию музея до всего мира». Тем не менее Мехта полагает, что «у YYBNM в конечном счете есть все шансы на большое будущее. Пришло время наших музеев, и этот проект — мощный сигнал от государства о том, что оно наконец-то стало серьезно к ним относиться. При условии, конечно, что перейдут от обещаний к делу». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+