18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рашель Рюйш: триумф биоразнообразия

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Большая выставка знакомит публику с изящными натюрмортами нидерландской художницы

Сейчас трудно поверить, что в первые десятилетия XVIII века Рашель Рюйш (1664–1750) была, пожалуй, самой знаменитой из всех нидерландских живописцев. Прославили ее мастерски выполненные цветочные натюрморты.

Прошли годы, и в истории искусства Рюйш осталась в формате сноски, рассказывающей о крупном художнике в незначительном поджанре. Ее работы были известны ботаникам, но не попадали в поле зрения посетителей музеев. И вот большая ретроспектива художницы открылась в Старой пинакотеке Мюнхена.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

«Рашель Рюйш. Природа в искусстве», безусловно, обладает всеми качествами отличной выставки. Художница прожила удивительную жизнь, в которой было все: от крупного выигрыша в лотерею до загадочной сестры, которая писала цветочные натюрморты, почти неотличимые от ее собственных. Рюйш родила десятерых детей, шестеро из которых дожили до зрелых лет. Ее художественная карьера длилась семь десятилетий. Представленные на выставке 57 картин составляют более трети из дошедших до нас ее работ и охватывают временной диапазон с начала 1680-х по конец 1740-х годов. Мюнхенские кураторы дополнили выставку сотнями объектов, создав экспозицию, напоминающую о естественно-научных собраниях и интеллектуальном кругозоре отца художницы, Фредерика Рюйша, именитого ботаника и профессора анатомии.

Одна из проблем, которую приходилось решать, заключается в однообразии работ Рюйш. Она действительно писала исключительно натюрморты, и в них почти всегда преобладают цветы. Тем не менее точно прописанные, тщательно составленные совершенно сказочные цветочные композиции, то здесь, то там акцентированные фигурами животных или фруктами, производят поразительный кумулятивный эффект. Визуально картины представляют собой сплав причудливого и естественного, в высочайшей степени стилизованный, но абсолютно реалистичный.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

Выставку открывает обнаруженная недавно совместная работа — портрет Рюйш, написанный голландцем Михиелом ван Мюсхером в 1692 году, с элементами натюрморта, которые выполнила сама художница. На картине, приобретенной нью-йоркским Метрополитен-музеем в позапрошлом году, мы видим уверенную в себе молодую женщину, стоящую у мольберта в окружении своих произведений.

В первой части выставки такие работы Рюйш, как крохотная картина «Цветы» (около 1682), на которой букет, согласно традиции, изображен на темном фоне, соседствуют с произведениями ее наставника Виллема ван Алста и предшественников вроде Марии ван Остервейк. Потом мы оказываемся среди чудес, диковин и ужасов кабинета натуралиста Нового времени. Примером того, как Рюйш вдохновлялась рисунками флоры и фауны (и превзошла их), служит раскрашенная вручную гравюра суринамской жабы. Эта причудливая амфибия, обитающая в Суринаме — южноамериканской колонии Голландии, нашла место в инфернальном лесном натюрморте художницы 1690 года.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

Апогей выставки, да и всей карьеры Рюйш — картины начала XVIII века, более крупные, яркие и насыщенные, чем работы предшествующих десятилетий. Ее умение сочетать самые разнообразные растения особенно ярко проявилось в «Натюрморте с цветами и фруктами» (1714). На картине шириной 1,2 м, которую сегодня назвали бы торжеством биоразнообразия, изображено почти 30 видов растений из разных частей света.

В 1723 году Рюйш, и без того получавшая весьма солидные гонорары, разбогатела, купив с семьей выигрышный лотерейный билет. Она практически забросила живопись больше чем на десять лет, и выставка завершается работами ее позднего периода, когда художница вернулась к созданию более камерных произведений, как в юности. На картине «Букет цветов с жуком на каменной столешнице» (1741) вместо пышного букета изображена хрупкая бутоньерка на фоне идущего снизу отраженного света.

Старая пинакотека
«Рашель Рюйш. Природа в искусстве»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+