18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рашель Рюйш: триумф биоразнообразия

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Большая выставка знакомит публику с изящными натюрмортами нидерландской художницы

Сейчас трудно поверить, что в первые десятилетия XVIII века Рашель Рюйш (1664–1750) была, пожалуй, самой знаменитой из всех нидерландских живописцев. Прославили ее мастерски выполненные цветочные натюрморты.

Прошли годы, и в истории искусства Рюйш осталась в формате сноски, рассказывающей о крупном художнике в незначительном поджанре. Ее работы были известны ботаникам, но не попадали в поле зрения посетителей музеев. И вот большая ретроспектива художницы открылась в Старой пинакотеке Мюнхена.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

«Рашель Рюйш. Природа в искусстве», безусловно, обладает всеми качествами отличной выставки. Художница прожила удивительную жизнь, в которой было все: от крупного выигрыша в лотерею до загадочной сестры, которая писала цветочные натюрморты, почти неотличимые от ее собственных. Рюйш родила десятерых детей, шестеро из которых дожили до зрелых лет. Ее художественная карьера длилась семь десятилетий. Представленные на выставке 57 картин составляют более трети из дошедших до нас ее работ и охватывают временной диапазон с начала 1680-х по конец 1740-х годов. Мюнхенские кураторы дополнили выставку сотнями объектов, создав экспозицию, напоминающую о естественно-научных собраниях и интеллектуальном кругозоре отца художницы, Фредерика Рюйша, именитого ботаника и профессора анатомии.

Одна из проблем, которую приходилось решать, заключается в однообразии работ Рюйш. Она действительно писала исключительно натюрморты, и в них почти всегда преобладают цветы. Тем не менее точно прописанные, тщательно составленные совершенно сказочные цветочные композиции, то здесь, то там акцентированные фигурами животных или фруктами, производят поразительный кумулятивный эффект. Визуально картины представляют собой сплав причудливого и естественного, в высочайшей степени стилизованный, но абсолютно реалистичный.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

Выставку открывает обнаруженная недавно совместная работа — портрет Рюйш, написанный голландцем Михиелом ван Мюсхером в 1692 году, с элементами натюрморта, которые выполнила сама художница. На картине, приобретенной нью-йоркским Метрополитен-музеем в позапрошлом году, мы видим уверенную в себе молодую женщину, стоящую у мольберта в окружении своих произведений.

В первой части выставки такие работы Рюйш, как крохотная картина «Цветы» (около 1682), на которой букет, согласно традиции, изображен на темном фоне, соседствуют с произведениями ее наставника Виллема ван Алста и предшественников вроде Марии ван Остервейк. Потом мы оказываемся среди чудес, диковин и ужасов кабинета натуралиста Нового времени. Примером того, как Рюйш вдохновлялась рисунками флоры и фауны (и превзошла их), служит раскрашенная вручную гравюра суринамской жабы. Эта причудливая амфибия, обитающая в Суринаме — южноамериканской колонии Голландии, нашла место в инфернальном лесном натюрморте художницы 1690 года.

Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.  Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen
Выставка «Рашель Рюйш. Природа в искусстве». Старая пинакотека, Мюнхен.
Фото: Haydar Koyupinar / Bayerische Staatsgemäldesammlungen

Апогей выставки, да и всей карьеры Рюйш — картины начала XVIII века, более крупные, яркие и насыщенные, чем работы предшествующих десятилетий. Ее умение сочетать самые разнообразные растения особенно ярко проявилось в «Натюрморте с цветами и фруктами» (1714). На картине шириной 1,2 м, которую сегодня назвали бы торжеством биоразнообразия, изображено почти 30 видов растений из разных частей света.

В 1723 году Рюйш, и без того получавшая весьма солидные гонорары, разбогатела, купив с семьей выигрышный лотерейный билет. Она практически забросила живопись больше чем на десять лет, и выставка завершается работами ее позднего периода, когда художница вернулась к созданию более камерных произведений, как в юности. На картине «Букет цветов с жуком на каменной столешнице» (1741) вместо пышного букета изображена хрупкая бутоньерка на фоне идущего снизу отраженного света.

Старая пинакотека
«Рашель Рюйш. Природа в искусстве»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+