18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Слишком искусственное искусство

Картина Александра Ребена «Без названия» была написана роботом за то время, пока на нее делались ставки.  Фото: Christie's
Картина Александра Ребена «Без названия» была написана роботом за то время, пока на нее делались ставки.
Фото: Christie's
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Тысячи авторов выступили против аукциона Christie’s, посвященного искусству, созданному искусственным интеллектом, который состоялся и принес $738 тыс. Многие по-прежнему считают, что программы ИИ эксплуатируют художников-людей

Вокруг аукциона Christie’s, который назывался «Расширенный разум» (Augmented Intelligence) и включал 34 лота, созданных с помощью искусственного интеллекта (ИИ), разгорелся скандал. Более 6 тыс. человек подписали открытое письмо, призывающее аукционный дом отменить торги. Они опасаются, что программы, используемые для создания некоторых генеративных цифровых произведений, обучаются на работах, защищенных авторским правом, и таким образом эксплуатируют художников-людей.

Невзирая ни на что, торги состоялись: 28 из 34 лотов были проданы и принесли $738 тыс. В коллекции торгов, которую можно было увидеть на предаукционной выставке, были лайтбоксы, разные виды графики, печати, живопись и даже одна скульптура. Примерно четверть лотов были цифровыми, в формате невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Среди тех, кто поставил свои имена на работах, созданных нейросетями по их описаниям и подсказкам, художница и музыкант Холли Хёрндон (музыку она тоже пишет с помощью ИИ) и ее соавтор Мэт Драйхёрст, вероятно, самые известные сейчас авторы такого профиля (их работа продана за $94,5 тыс.). Выставка Хёрндон и Драйхёрста, на которой они изучали возможности ИИ по трансформации индивидуального в коллективное, записывая хоровое пение, только что прошла в лондонской галерее Serpentine.

Холли Хёрндон и Мэт Драйхёрст. Из серии xhairymutantx.  Фото: Christie's
Холли Хёрндон и Мэт Драйхёрст. Из серии xhairymutantx.
Фото: Christie's

В списке участников аукциона были и основоположники жанра, использовавшие машинные программы еще в аналоговую эпоху. В 1960-х Гарольд Коэн (1928–2016) разработал AARON — раннюю программу ИИ, которая переосмысляла его цветные эскизы (один из них продан за $11,34 тыс.). Прямо сейчас работы Коэна участвуют в крупной выставке в лондонском музее Тейт Модерн. Чарльз Чури (1922–2022) экспериментировал в те же годы, используя функцию синусоиды, чтобы исказить рисунки лица, часто его собственного (продано за $50,4 тыс.).

Разговоры с Гарольдом Коэном называет источником своего вдохновения вашингтонский робототехник Пиндар ван Арман, один из пионеров искусства ИИ в современной фазе. С 2017 года он создает серию работ, в которых один умный робот придумывает и рисует акрилом на холсте лица, а второй выступает его критиком. Серия из девяти лиц ван Армана была оценена на Christie’s в $180–250 тыс., но не продалась.

Одним из хитов был робот Александра Ребена, который, двигаясь по полотну размером более чем 3 на 3 м, маслом писал картину в реальном времени, пока на этот лот делались ставки. Учитывая, что торги стартовали с $100, до финальной ставки в $8,190 тыс. времени у «художника» было достаточно.

Картина Александра Ребена «Без названия» была написана роботом за то время, пока на нее делались ставки.  Фото: Christie's
Картина Александра Ребена «Без названия» была написана роботом за то время, пока на нее делались ставки.
Фото: Christie's

В итоге самым дорогим лотом стала «Машинная галлюцинация» Рефика Анадола, турецко-американского новатора, известного крупномасштабными иммерсивными инсталляциями. С помощью ИИ он превратил 1,2 млн снимков, сделанных Международной космической станцией, в 16-минутное видео. Оно продано за $277,2 тыс.

Использование защищенных авторским правом работ художников для обучения генеративных моделей ИИ, которые обеспечивают такие программы, как Midjourney, Stable Diffusion и Dall-E, уже приводило к судебным искам против технологических компаний, создающих эти программы. Художники возмущены тем, что их произведения использовались программами ИИ для обучения моделей без разрешения или финансовой компенсации.

«Почему Christie’s потворствует этим моделям, помогая продавать работы за десятки или даже сотни тысяч долларов, когда это напрямую ведет к обнищанию обворованных художников?» — возмущен Эд Ньютон-Рекс, исполнительный директор Fairly Trained, некоммерческой организации, которая сертифицирует генеративные компании ИИ для более справедливого поиска данных.

Другая сторона активно защищается. Сарп Керем Явуз, художественная практика которого иногда включает ИИ и чья работа участвовала в аукционе Christie’s (продана за $8,8 тыс.), настаивает на том, что отношение к искусству, созданному ИИ, как к краже основано на непонимании сути таких работ. «Большинство изображений, созданных ИИ, являются результатом сочетания миллионов — буквально миллионов — изображений; это означает, что ни один художник не может утверждать, что изображение луга, героического рыцаря, кошки или цветка было основано на его конкретном творении, — написал он в своем заявлении. — Сгенерированные ИИ изображения во многом имитируют человеческое вдохновение, они просто более эффективны при анализе информации».

Чарльз Чури. Bspline Men. 1966.  Фото: Christie's
Чарльз Чури. Bspline Men. 1966.
Фото: Christie's

Многие художники используют слово «сотрудничество» при описании процесса своего взаимодействия с ИИ. «ИИ не является заменой человеческого творчества. Он просто расширяет возможности этого творчества», — уверена Николь Сейлс Джайлс, директор Christie’s по цифровому искусству.

Любопытно, что именно Christie’s, традиционно более консервативный, чем другие крупные участники арт-рынка, оказался пионером в сфере продаж искусства высоких технологий. В 2018 году Christie’s стал первым аукционным домом, который продал произведение искусства, созданное ИИ. Тогда «Портрет Эдмона Белами» коллектива Obvious ушел с молотка за $432,5 тыс. Для его создания нейросети «скормили» базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Впрочем, $1,32 млн за портрет английского математика Алана Тьюринга, написанный человекоподобным роботом-художницей Ai-Da, в ноябре 2024 года заплатили уже не на Christie’s, а на Sotheby’s.

Даже если возмущение художников и подпортит успех аукциона, время не повернуть. По мере того как технологии ИИ развиваются и все глубже интегрируются в повседневную жизнь, законы, касающиеся авторского права и добросовестного использования, пытаются не отставать. Недавно Бюро по авторским правам США постановило, что художники могут фиксировать авторские права на произведения, сделанные с использованием ИИ в качестве «вспомогательного инструмента». «Если ИИ просто помогает автору в творческом процессе, его использование не меняет авторскую собственность на результат», — говорится в докладе бюро. В то же время, если контент полностью генерируется ИИ, он не может быть защищен авторским правом.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+