18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тадек Бьютлик: художник, который заново изобрел ткачество

Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.  Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
Тадек Бьютлик. «Семена». 1980-е. Фрагмент.
Фото: Ditchling Museum of Art + Craft
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В середине XX века происходило переосмысление статуса ткачества, его миграция из прикладной сферы к самостоятельным видам искусства. Заметную роль в этом процессе играл английский художник польско-немецкого происхождения Тадек Бьютлик

Выставка в Музее искусств и ремесел Дитчлинга в Восточном Сассексе стала первой за четверть века ретроспективой, посвященной новаторской работе художника по текстилю и гравера Тадека Бьютлика (1922–2011). В нее вошли крупномасштабные произведения, сотканные в период с 1967 по 1974 год в местной мастерской Бьютлика Gospels, в том числе свободно стоящие вещи, созданные без ткацкого станка, и экспериментальные рельефные принты, выполненные с использованием дерева, лайкры и поролона. В числе наиболее выдающихся работ — Dream Revealed (1968), подвесное полотно высотой 2,5 м из непряденого джута, мохера и конского волоса, которое не экспонировали с 1969 года. Перед выставкой над ним основательно поработали реставраторы: как всегда с текстилем, проблемы возникли из-за пыли и вредоносного воздействия моли.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Тадек Бьютлик (Бойтлих) родился в 1922 году в Польше, в семье немца и польки. В 1946 году он демобилизовался в Великобритании, успев во время Второй мировой послужить по обе стороны фронта: сначала в качестве призывника вермахта, а затем в польском корпусе британской армии. До войны Бьютлик изучал искусство в Дрездене, а после продолжил обучение в Лондоне — сперва в Техническом институте сэра Джона Касса, а затем в Камберуэллской школе искусств и ремесел, где впоследствии преподавал более 20 лет.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Дитчлинг, живописная деревня, куда удобно добираться из Лондона и из порта Ньюхейвен, соединяемого паромом с Францией, привлекает художников еще с 1920-х годов, когда Эрик Гилл основал здесь свою ремесленную гильдию. В числе первых ее членов была Этель Майрет, поборница растительных красителей и ткачества на ручном станке. Бьютлик был хорошо знаком с Майрет и позже, после ее смерти, купил ее дом и мастерскую Gospels.

Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.  Фото: Phoebe Wingrove
Выставка «Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него» в Музее искусств и ремесел Дитчлинга.
Фото: Phoebe Wingrove

Международное признание Бьютлику принесли смелая оригинальная техника и интересный подбор материалов. «Он был выдающимся новатором, постоянно экспериментировал, опираясь на принципы изобразительного искусства, — говорит директор музея в Дитчлинге Стеф Фуллер. — У него всегда было множество поклонников, и он оставил огромное наследие в лице современных мастеров, которые у него обучались. Его творчество широко известно в сфере текстиля, но в мире искусства он не так заметен. Мы надеемся, что теперь, когда отношение к текстилю как художественной технике стало более серьезным, наша выставка сможет исправить ситуацию».

Музей искусств и ремесел Дитчлинга
«Тадек Бьютлик. За ткацким станком и без него»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+