18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Василий Бычков: «Современное искусство даже более медийное, чем тот же антиквариат»

Василий Бычков.  Фото: Владимир Лаврищев
Василий Бычков.
Фото: Владимир Лаврищев
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Лауреат Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад» Василий Бычков, глава компании «Экспо-парк Выставочные проекты», почти четверть века руководивший ЦДХ, ключевая фигура для российского арт-рынка, вспоминает этапы своего большого пути

Смею предположить, что в детстве вы не мечтали стать главным среди российских антикваров и делать ярмарки. О чем вы мечтали?

Не мечтал ни о чем, кажется. Потому что у меня было суперсчастливое детство. Отец, Владимир Бычков, снимал меня в своих фильмах, а с мамой, Наталией Богородской, мы ездили на пленэры. Проводил детство на съемочных площадках, тем более что отец был режиссером детского кино и там было много всего сказочного: рыцари, принцессы, герцоги, павлины… Жили небогато. Отец даже меня «сдавал в аренду» своим друзьям-режиссерам, в «Фитили». За главную детскую роль в фильме «Мой папа — капитан» я получил постановочные, на что был куплен первый в семье черно-белый телевизор. В старших классах начались метания. Мама, сама художник, хотела, чтобы я стал художником. Отец обнял меня по-отечески: «Сын, пойдешь в кино?» Я сказал: «Нет, только не это». Отклеивание париков на резиновом клее! Или, например, тебя в два часа ночи поднимают и на студийной машине везут с Мосфильмовской на Студию им. Горького озвучивать материал. Как потом оказалось, вкалывать по ночам приходится не только в кино. В общем, поступил в архитектурный.

Вы окончили институт и работали дизайнером, несколько лет проектировали советские павильоны на Всемирных выставках — Экспо. Помог ли этот опыт в дальнейшем?

Очень помог. В институте кто-то на третьем курсе пришел из Моспроекта и принес новость, что средний советский архитектор максимум строит пять зданий за свою карьеру, и то, если он ГАП, главный архитектор проекта, и если он член партии. Меня такая степень интенсивности творческой жизни совсем не устраивала. В партию я на всякий случай вступил, но в Моспроект не пошел и стал прорываться в очень престижное место — в производственный комбинат Торгово-промышленной палаты СССР, который делал выставки за рубежом. Еще в институте ходил туда и работал бесплатно. Случайно попал. И сразу на проект выставки Экспо в Цукубе. Это был 1985 год, его делал Олег Петрович Ломако. Затем были Экспо в Ванкувере, Брисбене. И мои самостоятельные проекты Экспо в Нагасаки и Генуе. Как помогло? Первое — это большой опыт проектирования. А второе (даже более важное для будущего бизнеса) — это механика формирования контента. Структура и методика работы команды, формирующей этот контент. Это был опыт, который очень пригодился потом.

Кадр из фильма «Мой папа — капитан», режиссер Владимир Бычков. 1969.  Фото: Киностудия им. Горького
Кадр из фильма «Мой папа — капитан», режиссер Владимир Бычков. 1969.
Фото: Киностудия им. Горького

Когда вы основали свою компанию?

Свои компании у меня были с конца 1980-х. Например, кооператив № 4 по Центральному округу. Один из первых. Было малое предприятие с моими друзьями-архитекторами.

В 1994 году я зарегистрировал «Экспо-парк» и отделился от своих партнеров. И как-то раз сижу я в офисе один поздно вечером и понимаю, что у меня в кармане всего $100 — а уже дети. И я понял, что надо формировать заказ на дизайн самому себе — делать собственные выставки. И первое, что в голову пришло, — это сделать выставку для своих друзей: художников, графических дизайнеров. Василия Копейко, Владимира Юданова, Арсения Мещерякова и других. И я придумал выставку с наивным названием «Дизайн и реклама», которая просуществовала ни много ни мало 25 лет и была в какой-то момент самой крупной выставкой на рекламном рынке.

Почему вы выбрали для ее проведения ЦДХ?

Для серии выставок и ярмарок в области культуры нужна была не очень дорогая и, так сказать, культурная площадка. А залы ЦДХ тогда как раз начали сдавать в аренду. Цена за метр была объявлена мне: доллар в день. Тогда все думали в долларах.

Доллар — метр? А это много или мало? Я шучу.

Для старта нормально, потом цена неумолимо росла. В 1995-м первой была «Дизайн и реклама». Трое суток монтажа, но, когда я после двух часов сна в день открытия вернулся на площадку, не было готово ничего. Оцепенение. Нервно курил на улице полчаса. Но в результате все открылось, и вечером пришла критик Ольга Кабанова, и я ей все рассказывал, и была заметка в «Коммерсанте», и дело пошло. Рекламный рынок рос бешено. Серьезно, клянусь, в какой-то момент у меня мелькнула мысль сдать в аренду одному из участников выставки свой кабинет, потому что все остальные площади ЦДХ были заняты, а он просто умолял что-нибудь найти. А потом дизайнеры постепенно перестали участвовать, потому что все разбрелись по корпорациям. Потихонечку рекламный рынок начал схлопываться, и последняя «Дизайн и реклама» закрылась 1 апреля 2019-го, когда мы выезжали из ЦДХ.

«Экспо-парк» прославился в художественном мире такими ярмарками, как Российский антикварный салон, «Арт Москва», non/fiction, «АРХ Москва». А что вы считаете своим самым успешным проектом?

Самым успешным проектом я считаю «Экспо-парк» как таковой. Потому что мы единственные, кто в таком масштабе покушается на область культуры в формате коммерческих выставок. Есть еще другие, но с такой широтой охвата нет. Все проекты, которые мы сейчас делаем, — все востребованные и успешные.

Российский антикварный салон в Гостином дворе. 2024.  Фото: Александр Щербак/ТАСС
Российский антикварный салон в Гостином дворе. 2024.
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Были же еще какие-то ярмарки, которые, может быть, не взлетели. Например, ярмарка советского искусства.

Да, была ярмарка «Полвека советского искусства». Тогда был очередной всплеск интереса к соцреализму. Вообще, были разные «пробы пера». В начале 2000-х годов мы четыре года делали антикварный салон в Санкт-Петербурге. Пришлось оставить эту идею, потому что было очень затратно. Была очень перспективная и интересная ярмарка звукозаписывающей индустрии Record. Это 2003-й, по-моему. Участвовали все мейджоры, которые здесь работали. И буквально через три года жесткие носители ушли в прошлое.

Вы рассказывали, что проводили ярмарку современного искусства «Арт Москва» в убыток и что это был для вас имиджевый проект. В чем была привлекательность этой ярмарки?

Когда мы формировали программу проектов, одно из первых, что пришло в голову, — это ярмарка современного искусства. Я тогда прочел в «Коммерсанте» статью Владимира Мироненко из Парижа про FIAC: 1350 французских франков за метр квадратный, как сейчас помню. Придумал название «Арт Москва». Хотя я активно существовал в арт-среде раньше, у нас была группа с Львом Евзовичем (сейчас член арт-группы AES + F. — TANR) и Марком Хайсманом, в тот момент я не знал уже ничего. И вот «Арт Москва». Смутно вспоминаю, что вроде бы был «Арт-миф». Один из организаторов этой ярмарки — Юрий Никич. Он мне все объяснил. Назвал 70 галерей и ранжировал их по пятизвездочной системе. Первый опус мы делали без экспертного совета. Было 42 галереи. Потом познакомился с Иосифом Бакштейном (куратор, комиссар Московской биеннале современного искусства. — TANR), и на следующей ярмарке было уже 18 галерей.

Отбор был мощный, эксперты постарались.

И шквал позитивной прессы. Конечно, современное искусство более медийное, чем тот же антиквариат и некоторые другие отрасли культуры. Вообще, это очень интересно: территория эксперимента, территория познания. А то, что ярмарка не может быть прибыльной, стало понятно намного позже. Лет через десять.

Вы закрыли «Арт Москву» в 2014 году в связи с отказом приехать иностранных участников. Но пару лет назад вы воскресили бренд «Арт Москва» и теперь проводите ярмарку в Гостином Дворе. Что побудило вас возобновить этот проект?

В 2008 году ярмарка вышла в ноль. Первый раз. Потом кризисные времена, иностранные галереи перестали участвовать, и стало понятно, что я не могу каждый год тратить на нее миллионы. Что сейчас? Пришла идея: если нет возможности без дотаций делать большую ярмарку современного искусства в чистом виде, то почему бы не попробовать формат TEFAF и BRAFA, где все высокое искусство на одной площадке — и антиквариат, и ювелирное, и современное искусство? И мы попробовали. Всем понравилось. Сейчас «Арт Москва» — одно из главных событий на арт-рынке страны — как по охвату и объему представляемого рынка, так и по качеству контента.

Международная художественная ярмарка «АРТ-Москва» в Центральном Доме Художника (ЦДХ). 2009.  Фото: Игорь Кубединов/ТАСС
Международная художественная ярмарка «АРТ-Москва» в Центральном Доме Художника (ЦДХ). 2009.
Фото: Игорь Кубединов/ТАСС

Вы создали и возглавляете уже много лет МККААД — Международную конфедерацию коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Что вы считаете главным ее достижением?

Это крупнейшее и старейшее профессиональное объединение на арт-рынке у нас в стране. Ему уже более 20 лет. За эти годы было несколько ярких моментов. Мы в том числе выступали против инициатив, совершенно неприемлемых для арт-рынка. Например, против чипирования всех произведений. Было такое предложение лет десять назад. Тогда все объединились вокруг конфедерации. Все-все-все. Была большая пресс-конференция в ТАСС, зал был битком. И благодаря нашей борьбе все это было остановлено.

К нам обращались за консультациями различные органы власти: Министерство культуры, Госдума, Общественная палата. Когда версталась очередная итерация закона о торговле (а торговля антиквариатом подпадает под действие этого закона), мы внесли 45 поправок, из которых 7 учли. Это первое.

Второе. Во всем мире, не только у нас, к антикварным сообществам относятся с некоторым подозрением. Почему? Сложность экспертизы и оценки произведений прошлого. Отсюда сложность отношения к тем, кто работает с этими произведениями. У нас этот флер негатива тянется еще с советских времен. Одна из основных задач МККААД — это, собственно, исправление такого имиджа. Постепенно это преодолевается. Мы это чувствуем по работе с государственными музеями. Если раньше была практически непреодолимая стена недоверия и отторжения, то сейчас по-другому. За последнее десятилетие мы, конфедерация, сделали 30 выставок уже, по-моему, в музеях 15 городов.

Разделяете ли вы мнение, что сейчас в России арт-рынок на подъеме?

Делая проекты в разных областях и получая информацию от коллег по Союзу выставок и ярмарок, мы видим, что событийная индустрия переживает подъем. Это вызвано переориентацией, разрывом старых и поиском новых связей, а выставки — очень эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, в том числе в области культуры. И арт-рынок, безусловно, тоже переживает подъем. Проводя глубинные интервью со многими нашими клиентами, мы видим, что везде рост. Иногда называют — не поверите — 45%! 45% — это из ювелирного мира, 30% — это из мира предметного дизайна, 25% — это из мира архитектуры. И даже антиквары сейчас не жалуются.

Вернемся в прошлое. Вы более двух десятилетий были директором Центрального дома художника. Что вы сейчас, когда ЦДХ ликвидирован, а пространство присоединено к Третьяковке, думаете о судьбе этого здания?

Это большой кусок жизни, 20 лет. В 1998 году меня пригласил Союз художников стать замдиректора по выставочной работе, а в 2003-м — директором. И я был им вплоть до 1 апреля 2019-го, когда ЦДХ закрыли. Не многие знают: выставочные центры сами по себе все нерентабельны. Очень высокие эксплуатационные и амортизационные затраты. Совладельцами мировых крупных выставочных центров являются муниципалитеты, которые получают доход в виде налогов со взлета цен в ресторанах, гостиницах и прочих заведениях во время выставок. Понимания этого тогда у меня не было, но управлять этим центром было очень интересно. Мои любимые воспоминания — моновыставки Николая Полисского, Эрвина Вурма, Олега Кулика на весь ЦДХ.

Подготовка к выставке Эрвина Вурма «Держи голову в холоде» в Центральном доме художника.  2008.  Фото: Игорь Кубединов/ТАСС
Подготовка к выставке Эрвина Вурма «Держи голову в холоде» в Центральном доме художника. 2008.
Фото: Игорь Кубединов/ТАСС

И еще было круто, когда через демонтированные витражи третьего этажа краном подавали эскалатор длиной 24 м. Чтобы в ЦДХ все было современно. Установили, но я чуть не поседел тогда.

Мне интересно было провести такую «ползучую» реконструкцию этого роскошного, я считаю, объекта советского модернизма. И это мы делали с моим любимым архитектором Ильей Заливухиным, восстанавливая аутентичную керамическую плитку, паркет, поручни из сосны. Ну и впереди забрезжила возможность вообще реконструкции этого большого центра. Я привлек серьезную команду. Ян Вудворд, знаменитый консультант в музейном проектировании. Мой друг Джеймс Макадам, архитектор, шотландец. Мы с ним разрабатывали проект реконструкции всего здания целиком. Все шло — и вдруг административная реформа. Всех сняли. Тем не менее идея реконструкции жила. Я пригласил архитектора Рема Колхаса. Пили чай, обсуждали, смотрели, Рем щелкал языком. Он большой любитель модернизма. Потом это все я передал Зельфире Трегуловой, когда она стала директором ГТГ. Надеюсь, что реконструкция когда-нибудь произойдет.

Коллеги рассказывали, что у вас когда-то была винтажная «Волга» и в кабинете мебель 1960-х годов. А искусство вы коллекционируете? Все-таки, наверное, у вас выгодное положение, галереи бы сделали вам скидки. Есть ли у вас эта страсть коллекционера?

«Волга» 21-я — я регулярно ее выгуливаю. Она моя красавица, ровесница, 1959 года выпуска. У меня есть еще 24-я «Волга». Это подарки моих друзей к юбилеям. На коллекционных стульях вы сидите. Их я купил в Париже, на блошином рынке Клиньанкур. Ничего не коллекционирую, но современное искусство покупал и покупаю, на своей же ярмарке, себе в удовольствие и чтобы поддержать галереи и художников, особенно молодых. Последнее приобретение — клетчатая сумка челночников из шамота «Путь домой» Анастасии Дозорцевой. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+