18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Фаберже начал большой проект «Открытый мир» с Урала

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Выставка представляет изобразительное искусство Урала с 60-х годов прошлого века до наших дней. Она стала первой в рамках нового большого проекта, организованного Музеем Фаберже и фондом «Связь времен»

Более 120 работ 53 художников приехали в Санкт-Петербург, в Музей Фаберже, на выставку «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» из Екатеринбурга, Заречного, Ирбита, Нижнего Тагила.

Идея этого показа возникла у его организаторов почти два года назад, когда Музей Фаберже работал над выставками, посвященными 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. «Когда говорят о победе в войне, сразу вспоминают Урал, кузницу Победы, — рассказывает Владимир Воронченко, президент Культурно-исторического фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. — Мы получили горячую профессиональную поддержку от руководства Екатеринбурга, от Министерства культуры Свердловской области, от директоров музеев, галерей, частных коллекционеров. Уверен, что нам удалось сделать полноценный срез современного искусства Уральского региона, показать замечательных художников, скульпторов, работающих здесь».

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Экспозиция, занимающая два этажа нового выставочного пространства Музея Фаберже, действительно напоминает знаменитую малахитовую шкатулку, наполненную сокровищами. Живописные полотна, графика, скульптура из металла и поделочных камней, все техники и стили (от «сурового» до актуального искусства последних лет) — выставка действительно позволяет познакомиться с художественной жизнью Урала со второй половины XX века до наших дней.

«Мы постарались избежать каких-то своих кураторских шаблонов и прислушаться к голосу территории, — поясняет искусствовед Владимир Назанский, куратор выставки. — Работала целая команда, мы проделали гигантскую работу: просмотрели в интернете информацию обо всех уральских художниках, живших в этом регионе в последние почти 70 лет, изучили по госкаталогам фонды всех уральских музеев, прошли по многим мастерским современных художников».

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Значительную часть предметов — более 40 — предоставил Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ). Экспонаты из своих фондов привезли в Петербург нижнетагильский и ирбитский музеи, а также самое известное подразделение Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е.Клера — Художественный музей Эрнста Неизвестного.

По словам Никиты Корытина, директора ЕМИИ, на выставку в Северную столицу отправились работы четырех поколений художников Урала. «Проект покорил нас в первую очередь своим административным размахом, потому что показать художественную жизнь страны — на это надо было отважиться. Ведь что происходит в искусстве — представляем только по столичным музеям. Плохо знаем, что происходит в регионах», — отметил он.

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Выставка в Музее Фаберже разбита на несколько условных разделов. Первый этаж занимают преимущественно произведения 1960–1990-х годов. Здесь же показаны современные работы уральских камнерезов из коллекции Фонда поддержки культуры и искусства семьи Шмотьевых. Выразительные и яркие пейзажи Николая Чеснокова (его имя внесено во Всеобщую художественную энциклопедию художников всех времен и народов, изданную в Лейпциге в 1998 году), Александра Бурака (работы хранятся в том числе в Третьяковской галерее), выдающегося художника-монументалиста и графика Геннадия Мосина отражают красоту Урала, известную по сказам Павла Бажова.

Здесь же можно увидеть работы знаменитого уральского живописца Миши Брусиловского, в том числе картину «Урал. 1942», на которой изображены подростки, в годы войны вставшие к станкам вместо отцов. Миша Брусиловский и Геннадий Мосин получили европейскую славу еще в 1966 году, когда их монументальная картина «1918» представляла советское искусство на Венецианской биеннале (в то же самое время в СССР по указке партийного руководства имена художников оказались в черных списках «формалистов»).

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

На выставке есть и несколько произведений Владимира Наседкина, художника нижнетагильской школы, сейчас живущего в Москве. Он работает в стиле, близком к геометрическому абстракционизму: увиденные из космоса планы завода Уралмаш напоминают абстракцию, в которой чувствуется отзвук футуристического проекта преображения жизни и создания общества всеобщего счастья через индустриализацию. Стилистика и мотивы мастеров русского авангарда и эпохи конструктивизма читаются в картине «Симфония 6-й домны» Евгения Седухина, ставшей символом всей выставки.

Тему уральского андерграунда и неформального искусства второй половины XX века продолжают картины и скульптура Эрнста Неизвестного, разместившиеся на втором этаже выставочного пространства (в этом году исполняется 100 лет со дня рождения художника). После знаменитой выставки 1962 года в московском Манеже, на которой Неизвестный провел экскурсию для Никиты Хрущева, а тот осыпал художников-участников нецензурной бранью, имя Эрнста Неизвестного тоже попало в черные списки — его исключили из Союза художников, и он лишился заказов.

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Здесь же показаны работы художников конца 1990-х — начала 2000-х годов, современных мастеров Урала, в том числе Николая Федореева, Игоря Шурова, участников арт-группы «Атомная провинция» из закрытого города Зареченск. Группу образовали в начале 1990-х годов Анатолий Вяткин, Виктор Давыдов и Сергей Павлушин. С ними соседствуют графика и живопись знаменитого Старика Б.У.Кашкина (настоящее имя — Евгений Малахин). Он первым начал расписывать заборы, мусорные контейнеры и здания, стал фактически первым уральским граффитистом и заработал славу самого экстравагантного художника Екатеринбурга.

Значительную часть второго этажа занимают графические работы, в том числе известного книжного графика Виталия Воловича. А также «уральского Дюрера» Владимира Зуева, работающего в редкой технике комбинации травления и механической гравировки, что создает оригинальную пластику поверхности листа.

Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Из поколения творцов 2000-х в выставке участвуют картины и арт-объекты Александра Баженова; художника, известного под псевдонимом Красил Макар; а также творческого дуэта Осип Тофф — Никиты Балтинских и Александры Грачевой, создающих бумажные аппликации.

Всего в проекте «Открытый мир» примет участие около 20 регионов России; следующим свое искусство представит Пермский край. К каждой выставке организаторы готовят электронный каталог.

Музей Фаберже
«Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона»
До 16 марта

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+