18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Интернациональные иммерсивные арт-площадки, вторая волна

Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни. Фото: Stefan Lacandler/East City Films
Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни.
Фото: Stefan Lacandler/East City Films
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Перед мировыми музеями и галереями открылись возможности сотрудничества с новым типом цифровых институций. Развитие технологий виртуальной реальности стимулирует стремительный рост числа бизнес-проектов и пополнение армии VR-художников

Первые иммерсивные площадки появились в 2019 году, и в 2023-м их насчитывалось более сотни. А сейчас их уже больше 350, и эта цифра включает иммерсивные институции нового типа, которые множатся еще быстрее, чем их предшественницы, благодаря стремительному развитию технологии гарнитур виртуальной реальности (VR).

Селина Йе, исполнительный директор компании Vive Arts, рассказывает о технологических достижениях, стоящих за этой VR-волной: «Поскольку современные гарнитуры легче, удобнее и меньше зависят от проводных технологий, возможности для свободного перемещения расширились. Кроме того, технология, позволяющая гарнитурам распознавать свое положение в пространстве и считывать движения посетителей, открывает новые возможности для интерактивности».

Одним из первых примеров успешного использования этого формата служит «Горизонт Хеопса». Экскурсия по самой большой пирамиде быстро превращается в фантасмагорическое путешествие по египетской мифологии и загробному миру. Это одна из четырех «иммерсивных экспедиций» от компании Excurio, первоначально проект открылся в Париже в октябре 2022 года. Фабьен Барати, исполнительный директор Excurio, рассказывает: «Наш новый формат пользуется огромным успехом, мы привлекли более 2 млн посетителей, и наша сеть продолжает расти, сегодня она насчитывает 20 площадок». Эти выставки-экспириенсы идут в Калгари и Монреале, Сиднее, Атланте и Нью-Йорке, Шэньчжэне, Шанхае, Париже, Лионе, Стамбуле, Иокогаме и так далее.

Площадками для иммерсивных проектов нового поколения становятся как музейные залы по всему миру, так и специально оборудованные пространства.  Фото: Horizon of Khufu
Площадками для иммерсивных проектов нового поколения становятся как музейные залы по всему миру, так и специально оборудованные пространства.
Фото: Horizon of Khufu

Параллельно с Excurio развивается барселонский оператор Univrse. Компания заявляет, что ее выставки уже посмотрели более 2 млн раз, и предлагает «крупнейший в Европе многопользовательский VR-опыт» «Помпеи. Последний гладиатор», который в настоящее время демонстрируется в Барселоне и Мюнхене. Кроме того, еще одна версия выставки «Помпеи» идет в Мадриде, «Тутанхамон» — в четырех городах Европы и Латинской Америки, а «Титаник» — в Милане и США.

Excurio и Univrse далеко не единственные игроки. Успех таких компаний, как стамбульская VR Future, оператор «первого в Турции частного музея виртуальной реальности», и китайская Metavision, свидетельствует о том, что этот рынок развивается на глобальном уровне.

Использование VR в музеях, галереях и достопримечательных местах в Великобритании стимулируется и поддерживается через такие финансируемые из государственного бюджета инициативы, как Creative XR и готовящаяся к запуску CoStar National Lab. В рамках стартовавшей в 2017 году программы Creative XR спонсировалось создание более 60 прототипов иммерсивного контента в 3 категориях, и 12 из них получили дальнейшее финансирование в размере более £850 тыс. на полный цикл производства.

По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне.  Фото: Mauritshuis, The Hague
По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне.
Фото: Mauritshuis, The Hague

Это способствовало развитию карьеры VR-художников. Например, Даррена Эмерсона из East City Films, чья работа «В погоне за повторяющимися ритмами», представляющая собой одновременно исторический экскурс и погружение в рейв-сцену Ковентри, имела огромный гастрольный успех, в том числе аншлаг в Бирмингемском музее и художественной галерее.

Программа StoryFutures Королевского университета Томаса Холлоуэя и Национальной школы кино и телевидения была посвящена созданию совместных VR-проектов с Национальной галереей, Королевским оперным театром и другими институциями, и по ее итогам в 2023 году в библиотеки и арт-центры по всей стране разослали 15 связанных с культурой VR-экспириенсов. Позднее на базе проекта StoryFutures была создана CoStar National Lab, по сути представляющая собой £100-миллионную инвестицию в будущее британской экранной индустрии от Исследовательского совета по искусству и гуманитарным наукам. «CoStar National Lab призвана помочь создателям и дистрибьюторам заглянуть в будущее и увидеть, что ждет нас в сфере новых технологий, — рассказал директор проекта Джеймс Беннетт. — Лаборатория официально откроет свои двери в январе 2026 года, но наша научно-исследовательская работа начинается задолго до этого».

Все чаще результаты экспериментов в области VR в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны.  Фото: Mauritshuis, The Hague
Все чаще результаты экспериментов в области VR в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны.
Фото: Mauritshuis, The Hague

По всей Европе в среде создателей контента энтузиазм вокруг позволяющего свободное передвижение VR и его потенциала в качестве масштабируемой бизнес-модели ощущается буквально на физическом уровне. Жоэль Кремер, один из руководителей нидерландского иммерсивного агентства Moyosa Media, создавшего VR-контент для популярной выставки «Кража. Десять историй» в Маурицхёйсе, говорит, что «при правильном подходе и использовании на высоком уровне технологии могут внести огромный вклад в культурный сектор».

Все чаще результаты экспериментов в области VR, которые в последнее десятилетие велись в ведущих музеях и на объектах мирового культурного наследия, суммируются с усилиями производителей контента новой волны. Например, в 2024 году было объявлено о первом гастрольном партнерстве между одним из таких производителей, компанией Frameless, и Национальной портретной галереей в Лондоне. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+