18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию

Микеланджело Пистолетто. Фото: Federico Gualandi
Микеланджело Пистолетто.
Фото: Federico Gualandi

Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом

«Горбачев-фонд» номинировал одного из самых знаменитых итальянских художников на Нобелевскую премию мира 2025 года. Микеланджело Пистолетто, ярчайший представитель направления арте повера («бедное искусство»), наиболее известен работой «Венера тряпичная», отражающей противостояние вечной красоты и сиюминутной моды. В 2003 году Пистолетто получил «Золотого льва» Венецианской биеннале за «жизненные достижения». Всю свою долгую карьеру (а художнику 91 год) он транслировал идеи мира и установления социальной справедливости. В родном городе художника, Биелле на севере Италии, Фонд Пистолетто организовал некоммерческий культурный комплекс Cittadellarte («Город искусства»), также поддерживающий глобальные ценности.

На вопрос, каков его личный вклад в дело мира, художник отвечает: «Для нас культура мира присутствует во всех видах художественной деятельности — всегда в связи со всеми сферами общественной жизни, — которые я лично разрабатывал, начиная с зеркальных картин и заканчивая опытом в Венской академии и рождением Cittadellarte. Необязательно использовать слово “мир“ в каждом проекте, но необходимо действовать таким образом, чтобы мир действительно наступил».

К сожалению, не существует отдельной номинации Нобелевской премии в области изобразительного искусства и художники вынуждены как-то выкручиваться. Например, Герману Гессе и Гюнтеру Грассу пришлось написать по роману, чтобы получить премию по литературе, а Николай Рерих в 1923 году писал своим соратникам: «Не называйте меня художником. Называйте world-famous деятелем по пропаганде мира». Впрочем, несмотря на двукратную номинацию, премии он так и не получил, как и Василий Верещагин, номинированный в 1901 году.

Однако один художник все же официально причастен к премии. Это Никлас Эльмехед — штатный портретист, с 2012 года оформляющий дипломы лауреатов в узнаваемой манере: жирные черные линии, подчеркнутые золотыми деталями.

Также интересно отметить, что единственным итальянцем, получившим Нобелевскую премию мира, был журналист и политик, пропагандирующий пацифистские взгляды, Эрнесто Теодоро Монета, который был удостоен этой чести в 1907 году.

Микеланджело Пистолетто настроен оптимистично: «Я рассматриваю эту номинацию не только как личную награду за то, что я уже сделал, но и как обязательство продолжать работу в будущем».

Имя лауреата Нобелевской премии мира объявят 10 октября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+