18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Айя-София временно потеряет крышу — ради будущей прочности

Купол собора Святой Софии в Константинополе трижды восстанавливался ромеями. Теперь за дело берутся власти Турции.  Фото: Mauro Lima
Купол собора Святой Софии в Константинополе трижды восстанавливался ромеями. Теперь за дело берутся власти Турции.
Фото: Mauro Lima
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Купол древнего храма в Стамбуле уйдет на реставрацию весной 2025 года, вокруг здания уже возведены гигантские леса. Специалисты анонсируют применение в ходе работ тех методик и материалов, которые использовались во времена Османской империи

Константинопольский храм Святой Софии — ныне главная стамбульская мечеть Айя-София, переставшая быть музеем в 2020 году, — подвергнется реставрации. Кровля этого объекта, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, будет демонтирована в рамках проекта, призванного сохранить историческую и структурную целостность здания. Проектом руководит Генеральное управление фондов при Министерстве культуры и туризма Турции.

Храм был возведен в 530-е годы, однако его купол после землетрясений несколько раз обваливался и отстраивался заново — в 558, 989 и частично в 1354 годах. Сообщения об ухудшающемся состоянии конструкции, о падающих фрагментах кровли и тому подобном появляются и в последние годы, особенно после утраты зданием музейного статуса и, соответственно, управленческой команды.

По словам реставраторов, работы на куполе будут сложными. Поскольку потолок Святой Софии украшен ценнейшими византийскими мозаиками (части которых прикрыты, чтобы не смущать чувства верующих мусульман), то вести реставрацию изнутри здания невозможно. Поэтому работы будут вестись «над куполом» в прямом смысле — со стороны крыши. Для этого необходимо разобрать свинцовую кровлю и удалить цементное связующее. Предварительные исследования показали, что в конструкции появились структурные нарушения, однако полная картина будет ясна только после разборки кровли.

Ожидается, что демонтаж и последующая реставрация начнутся в марте или апреле после утверждения проекта Научным комитетом по реставрации храма. На время проведения работ над зданием будет возведена временная защитная конструкция. При этом мечеть останется открытой для посещения: для прихожан — бесплатно, для туристов — платно, с запретными зонами и разграничением потоков.

Ахмет Гюлеч, член Научного комитета по реставрации храма, подчеркнул, что специалисты будут использовать материалы и методы, соответствующие эпохе Османской империи — периоду создания финального вида кровли. Диссонанс древних техник и сырья с теми, которые применялись при ремонтных работах конца XIX — XX века, — распространенная проблема для реставраторов по всему миру, так как более новые материалы реагируют на среду иначе, чем оригинальные, разрушая конструкцию.

Полностью обновление ансамбля храма обещают завершить в 2027 году.  Фото: Johnny Africa/Unsplash.com
Полностью обновление ансамбля храма обещают завершить в 2027 году.
Фото: Johnny Africa/Unsplash.com

Помимо купола, для Айя-Софии уже разработаны планы реставрации северного и восточного фасадов, на которых также обнаружены повреждения. Покрывающая эти стены поздняя цементная штукатурка будет заменена традиционными османскими материалами. Таким образом, власти планомерно приводят здание к тому виду, который соответствует его триумфальному существованию в качестве главной мечети Османской империи. Показательно, что, пока оно «работало» в качестве музея византийского искусства, необходимых гигантских средств на его научную реставрацию у правительства не находилось. Комплексный проект реставрации здания был подготовлен лишь недавно — впервые в истории.

Полностью обновление ансамбля храма обещают завершить в 2027 году. Первый этап включал реставрацию султанских гробниц и школы в прихрамовом дворике. Второй этап начался в октябре 2023 года. В марте 2024-го было объявлено, что из-за аварийного состояния разобрана верхняя часть одного из угловых минаретов — Беязыт: его пересекла гигантская трещина. Декоративная балконная секция минарета и участок ниже, до конца трещины, были демонтированы в соответствии с решениями Научного совета и регио­нального совета по охране природы. Сейчас минарет пересобирают заново, укрепляя современными материалами. Три других минарета оказались более прочными — им лишь добавляют внешние опоры для повышения сейсмостойкости. Кстати, работам по защите здания от землетрясений в проекте уделяется особое внимание, учитывая трагедию 6 февраля 2024 года на западном побережье Турции, повлекшую множество жертв и разрушений исторических памятников. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+