18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Египте найдена еще одна гробница фараона

Министерство туризма и древностей Египта 18 февраля объявило об обнаружении гробницы древнеегипетского царя Тутмоса II.  Фото: New Kingdom Research Foundation
Министерство туризма и древностей Египта 18 февраля объявило об обнаружении гробницы древнеегипетского царя Тутмоса II.
Фото: New Kingdom Research Foundation

Археологи обнаружили доказательства того, что неизвестная гробница, которую раскапывают с 2022 года, была построена для царя Тутмоса II. Она плохо сохранилась из-за случившегося еще в древности наводнения

Министерство туризма и древностей Египта 18 февраля объявило об обнаружении гробницы древнеегипетского царя Тутмоса II — фараона XVIII династии, правившего с 1493 по 1479 год до н.э. Это первая царская погребальная камера, обнаруженная с того момента, как в 1922 году британский археолог Говард Картер нашел место упокоения Тутанхамона.

Гробница расположена недалеко от Долины Царей в Западном Луксоре. Совместная британско-египетская экспедиция обнаружила вход в нее еще в 2022 году; с тех пор велись раскопки. Археологи предполагали, что она могла быть построена для одной из царских жен — учитывая ее близость к усыпальнице жен царя Тутмоса III и гробнице царицы Хатшепсут. Вплоть до обнаружения доказательств, раскрывающих истинного владельца гробницы, ее обозначали просто номером C4.

Это первая царская погребальная камера, обнаруженная с того момента, как в 1922 году британский археолог Говард Картер нашел место упокоения Тутанхамона. Фото: Egypt Ministry of Tourism and Antiquities
Это первая царская погребальная камера, обнаруженная с того момента, как в 1922 году британский археолог Говард Картер нашел место упокоения Тутанхамона.
Фото: Egypt Ministry of Tourism and Antiquities

Мумию самого Тутмоса II нашли в 1881 году на близлежащем археологическом объекте, известном как «Царский тайник» в Дейр-эль-Бахри. Есть предположение, что перезахоронением правителей занимались жрецы, прежде всего чтобы уберечь тела от рук расхитителей. Но здесь, по-видимому, другой случай, на что указывает само устройство гробницы. Она была бы ничем не примечательна, если бы не наличие второго коридора. Первоначально специалисты думали, что его проложили грабители, но впоследствии выдвинули другую версию: вероятно, в какой-то момент, еще в древности, гробницу затопило, и коридор был создан для того, чтобы вынести из нее мумифицированные останки фараона и другое содержимое. Этот коридор идет под наклоном вверх, а не вниз, покрыт слоем белой гипсовой штукатурки, и уровень пола в нем на 1,4 м выше, чем непосредственно в погребальной камере и основном коридоре.

Считается, что Тутмос II умер в возрасте около 30 лет. По всей видимости, он был поражен каким-то смертельным заболеванием. Египтолог Гастон Масперо (1846–1916) заметил, что тело правителя было тощим и дряблым, а рыхлую кожу покрывали пятна и шрамы — все это не удалось замаскировать даже в процессе бальзамирования.

Обнаруженные археологами обломки известкового раствора были покрыты синими надписями, желтыми звездами и фрагментами из «Книги Ам-Дуат».  Фото: Egypt Ministry of Tourism and Antiquities
Обнаруженные археологами обломки известкового раствора были покрыты синими надписями, желтыми звездами и фрагментами из «Книги Ам-Дуат».
Фото: Egypt Ministry of Tourism and Antiquities

Генеральный секретарь Высшего совета по делам древностей Египта Мухаммед Исмаил Халед описал находку гробницы Тутмоса II как «одно из важнейших археологических открытий последних лет». Он добавил, что впервые были найдены и погребальные предметы, предназначенные для этого фараона. Среди них — алебастровые сосуды с надписью, в которой Тутмос II назван «усопшим царем» и указано имя его главной жены и единокровной сестры Хатшепсут. Обнаруженные археологами обломки известкового раствора — материала, который египтяне использовали при строительстве, — были покрыты синими надписями, желтыми звездами и фрагментами из «Книги Ам-Дуат» (эти сакральные заупокойные тексты служили обязательной частью декора фараоновых гробниц).

Мухаммед Абдель Бади, глава египетского сектора древностей в Верховном совете по делам древностей, говорит, что из-за наводнения гробница сохранилась плохо. Археологические работы, по оценкам специалистов, будут продолжаться на месте еще два года.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+