18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виды интеллекта: что покажут на Архитектурной биеннале в Венеции

Основной проект 19-й Архитектурной биеннале представят в Центральном павильоне в Джардини и в Арсенале.  Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Основной проект 19-й Архитектурной биеннале представят в Центральном павильоне в Джардини и в Арсенале.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

В этом году на главной в мире архитектурной выставке много нововведений — от отбора работ через открытый конкурс до междисциплинарной лаборатории Intelligens с участием более 750 специалистов — не только архитекторов, но и климатологов и философов

19-я Архитектурная биеннале в Венеции пройдет в этом году с 10 мая по 23 ноября. Ее куратор Карло Ратти темой основного проекта, который представят в Центральном павильоне в Джардини и в Арсенале, назвал «Интеллигены. Естественный. Искусственный. Коллективный», и специалисты со всего мира постараются раскрыть ее через свои работы. Следование кураторской теме не является обязательным условием при создании национальных экспозиций (в этом году их будет 66), однако многие участники используют ее для выражения собственных идей, которые демонстрируют в павильонах в том же Джардини или же в арендуемых пространствах.

Президент Венецианской биеннале Пьетранджело Буттафуоко и куратор Карло Ратти.  Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Президент Венецианской биеннале Пьетранджело Буттафуоко и куратор Карло Ратти.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

«Архитектура всегда была ответом на проблемы, связанные с климатическими условиями. Начиная с примитивных хижин дизайн помещений был обусловлен необходимостью укрыться, чтобы выжить. Сегодня этот подход выходит на новый уровень, поскольку климат становится все жестче. Во время пожаров в Лос-Анджелесе, наводнения в Валенсии, засухи на Сицилии мы видели, как вода и огонь наступают на нас с небывалой свирепостью. Всего за два года изменение климата настолько ускорилось, что бросает вызов даже самым точным научным моделям», — так представил свою выставку Карло Ратти.

По мнению организаторов, усилий, направленных на минимизацию воздействия человека на природу, оказалось недостаточно и пришло время перейти от смягчения последствий к адаптации — переосмыслить то, как и что мы проектируем, с учетом кардинально изменившегося мира. Именно над этой задачей предлагается совместными усилиями поработать биологическому и искусственному интеллектам.

В этом году биеннале ожидает много нововведений и пробных шаров. Например, в рамках междисциплинарной лаборатории Intelligens впервые будет объединено более 750 специалистов в самых разных областях. Это не только архитекторы и инженеры, но и математики, климатологи, философы, художники, повара, программисты, писатели, фермеры, модельеры и многие другие. Каждый из экспертов внесет вклад в разработку общей идеи адаптации.

Карло Ратти на первой пресс-конференции Венецианской архитектурной биеннале 2025 года.  Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia
Карло Ратти на первой пресс-конференции Венецианской архитектурной биеннале 2025 года.
Фото: Andrea Avezzù/La Biennale di Venezia

Также впервые проекты отбирались через открытый конкурс, что позволило экспертному жюри найти новые имена и идеи. Таким образом организаторы отошли от устаревшей концепции, когда архитектор был единственным творцом проекта, а остальным профессиям отдавались лишь вспомогательные роли в его реализации.

Посетители биеннале будут проходить через три тематические зоны: естественный интеллект, искусственный интеллект и коллективный интеллект. А завершит экспозицию глобальный вопрос: можем ли мы рассматривать космос как решение проблем на планете? «Наш ответ: нет. Освоение космоса — это не побег, а средство улучшения жизни здесь, в нашем единственном доме», — уверены организаторы.

Свои экспозиции представят 66 стран, а дебютантами биеннале стали Азербайджан, Катар, Оман и Того.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+