18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»

Автор текста
Ольга Ярутина
Издатель The Art Newspaper Russia
Ирина Корина. «Без названия». Из серии «Энергоносители». 2019.  Фото: Коллекция Антона Козлова
Ирина Корина. «Без названия». Из серии «Энергоносители». 2019.
Фото: Коллекция Антона Козлова
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре

В середине февраля в Московском музее современного искусства, в прекрасных залах на Гоголевском бульваре, открывается выставка «Это лучшее, что у нас есть». Это первый выставочный проект The Art Newspaper Russia, очень сложный, но увлекательный и воодушевляющий опыт. Выставка основана на книге интервью с современными художниками, которую мы выпустили в ноябре прошлого года.

Илья Кабаков. «Два фрагмента». 2019.  Фото: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара»
Илья Кабаков. «Два фрагмента». 2019.
Фото: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара»

На страницах нашей газеты представлены художники и кураторы, коллекционеры и историки искусства. Мы решили начать данный проект с художников, выбрать 25 интервью за последние 10 лет, собрать их в книгу и создать на основе книги выставку, где в одной экспозиции были бы объединены все герои. Куратором выставки стала известный искусствовед Ирина Горлова.

Выбор редакции кому-то может показаться субъективным. Действительно, в книгу и, соответственно, в выставку не вошло множество известных художников и ярких произведений. Но, во-первых, мы сознательно ограничили число участников, во-вторых, мы стремились дать слово авторам разных поколений — как признанным классикам современного искусства, так и совсем молодым, но уже очень ярким игрокам российской художественной сцены.

Борис Орлов. «Бюст в триумфальном стиле». 1988.  Фото: предоставлено художником
Борис Орлов. «Бюст в триумфальном стиле». 1988.
Фото: предоставлено художником

В результате получилась, на наш взгляд, очень интересная мозаика, представляющая многообразие мира искусства. В экспозиции соединились картины и рисунки, инсталляции и фотографические проекты, современные медиаобъекты и традиционная скульптура. В арсенале художников сегодня соседствуют бронза и мрамор, поролон и клеенка, дерево и чугун, новейшие технологии и найденные предметы. Нам было интересно проследить связи и различия авторских позиций, обнаружить сходство в, казалось бы, несовместимых произведениях.

Аристарх Чернышев. Loading. 2007. Фото: предоставлено художником
Аристарх Чернышев. Loading. 2007.
Фото: предоставлено художником

Выставка формировалась по следам книги, поэтому куратор и вся команда, работавшая над ней, стремились найти именно те произведения, о которых шла речь в интервью, или те, что были представлены на выставках, к которым приурочены публикации на страницах газеты. Интервью — жанр интересный и сложный; его насыщенность зависит и от способности собеседника раскрыться в полной мере, и от степени погруженности в материал интервьюера, и от конкретного повода, и от предмета разговора. Поэтому вы заметите, что герои проекта представлены неравнозначным образом: кто-то — одной работой, кто-то — конкретной серией, а кто-то — своеобразной мини-ретроспективой.

Эрик Булатов. «То-то и оно». 2000. Фото: Фонд «Екатерина»
Эрик Булатов. «То-то и оно». 2000.
Фото: Фонд «Екатерина»

В качестве названия выставки мы выбрали крылатую фразу замечательного художника, одного из героев проекта, недавно, к огромному сожалению, ушедшего из жизни Валерия Чтака: «Это лучшее, что у нас есть». Действительно, что может быть лучше произведений искусства и их авторов, тем более для издания, целью которого является художественное просвещение? И еще — особенностью выставки стало активное присутствие в экспозиции текста, сочетание слова и изображения.

Валерий Чтак. Capisco Quasi Tutto. 2000–2010-е.  Фото: Московский музей современного искусства
Валерий Чтак. Capisco Quasi Tutto. 2000–2010-е.
Фото: Московский музей современного искусства

Текст является важной составляющей работ художников концептуального круга: Эрика Булатова и Ильи Кабакова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Павла Пепперштейна и Ирины Кориной, Валерия Чтака и Алины Глазун. Обнаружив это уже в процессе работы над проектом, мы посчитали такое совпадение хорошим знаком — ведь именно такой, насыщенной текстами, и должна быть выставка, основанная на книге, выпущенной в свет издательством, главная задача которого — найти слова, являющиеся достойным комментарием к избранным произведениям искусства. То-то и оно, как написано на открывающей экспозицию картине Эрика Булатова.

Московский музей современного искусства
«Это лучшее, что у нас есть»
С 18 февраля до 18 мая

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+