18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»

Автор текста
Ольга Ярутина
Издатель The Art Newspaper Russia
Ирина Корина. «Без названия». Из серии «Энергоносители». 2019.  Фото: Коллекция Антона Козлова
Ирина Корина. «Без названия». Из серии «Энергоносители». 2019.
Фото: Коллекция Антона Козлова
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре

В середине февраля в Московском музее современного искусства, в прекрасных залах на Гоголевском бульваре, открывается выставка «Это лучшее, что у нас есть». Это первый выставочный проект The Art Newspaper Russia, очень сложный, но увлекательный и воодушевляющий опыт. Выставка основана на книге интервью с современными художниками, которую мы выпустили в ноябре прошлого года.

Илья Кабаков. «Два фрагмента». 2019.  Фото: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара»
Илья Кабаков. «Два фрагмента». 2019.
Фото: Фонд поддержки и реализации культурных инициатив «Синара»

На страницах нашей газеты представлены художники и кураторы, коллекционеры и историки искусства. Мы решили начать данный проект с художников, выбрать 25 интервью за последние 10 лет, собрать их в книгу и создать на основе книги выставку, где в одной экспозиции были бы объединены все герои. Куратором выставки стала известный искусствовед Ирина Горлова.

Выбор редакции кому-то может показаться субъективным. Действительно, в книгу и, соответственно, в выставку не вошло множество известных художников и ярких произведений. Но, во-первых, мы сознательно ограничили число участников, во-вторых, мы стремились дать слово авторам разных поколений — как признанным классикам современного искусства, так и совсем молодым, но уже очень ярким игрокам российской художественной сцены.

Борис Орлов. «Бюст в триумфальном стиле». 1988.  Фото: предоставлено художником
Борис Орлов. «Бюст в триумфальном стиле». 1988.
Фото: предоставлено художником

В результате получилась, на наш взгляд, очень интересная мозаика, представляющая многообразие мира искусства. В экспозиции соединились картины и рисунки, инсталляции и фотографические проекты, современные медиаобъекты и традиционная скульптура. В арсенале художников сегодня соседствуют бронза и мрамор, поролон и клеенка, дерево и чугун, новейшие технологии и найденные предметы. Нам было интересно проследить связи и различия авторских позиций, обнаружить сходство в, казалось бы, несовместимых произведениях.

Аристарх Чернышев. Loading. 2007. Фото: предоставлено художником
Аристарх Чернышев. Loading. 2007.
Фото: предоставлено художником

Выставка формировалась по следам книги, поэтому куратор и вся команда, работавшая над ней, стремились найти именно те произведения, о которых шла речь в интервью, или те, что были представлены на выставках, к которым приурочены публикации на страницах газеты. Интервью — жанр интересный и сложный; его насыщенность зависит и от способности собеседника раскрыться в полной мере, и от степени погруженности в материал интервьюера, и от конкретного повода, и от предмета разговора. Поэтому вы заметите, что герои проекта представлены неравнозначным образом: кто-то — одной работой, кто-то — конкретной серией, а кто-то — своеобразной мини-ретроспективой.

Эрик Булатов. «То-то и оно». 2000. Фото: Фонд «Екатерина»
Эрик Булатов. «То-то и оно». 2000.
Фото: Фонд «Екатерина»

В качестве названия выставки мы выбрали крылатую фразу замечательного художника, одного из героев проекта, недавно, к огромному сожалению, ушедшего из жизни Валерия Чтака: «Это лучшее, что у нас есть». Действительно, что может быть лучше произведений искусства и их авторов, тем более для издания, целью которого является художественное просвещение? И еще — особенностью выставки стало активное присутствие в экспозиции текста, сочетание слова и изображения.

Валерий Чтак. Capisco Quasi Tutto. 2000–2010-е.  Фото: Московский музей современного искусства
Валерий Чтак. Capisco Quasi Tutto. 2000–2010-е.
Фото: Московский музей современного искусства

Текст является важной составляющей работ художников концептуального круга: Эрика Булатова и Ильи Кабакова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Павла Пепперштейна и Ирины Кориной, Валерия Чтака и Алины Глазун. Обнаружив это уже в процессе работы над проектом, мы посчитали такое совпадение хорошим знаком — ведь именно такой, насыщенной текстами, и должна быть выставка, основанная на книге, выпущенной в свет издательством, главная задача которого — найти слова, являющиеся достойным комментарием к избранным произведениям искусства. То-то и оно, как написано на открывающей экспозицию картине Эрика Булатова.

Московский музей современного искусства
«Это лучшее, что у нас есть»
С 18 февраля до 18 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+