18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастер художественного слова

Андрей Логвин со своей крупномасштабной работой «Валькирия», созданной для Музыкального салона Парка им. Горького. Фото: Андрей Логвин
Андрей Логвин со своей крупномасштабной работой «Валькирия», созданной для Музыкального салона Парка им. Горького.
Фото: Андрей Логвин
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Художник Андрей Логвин создал авторский принт для The Art Newspaper Russia, а также рассказал о своем опыте сотрудничества с другими брендами и о том, как его работы помогают выйти замуж

Сейчас вы известный современный художник. Но у вас богатый опыт в дизайне, за плечами много лет работы. Соответственно, и много коммерческих заказов?

У меня была вполне успешная дизайн-студия, где мы работали вместе с братом Сергеем. Несмотря на то что я много тусовался в артовой среде (вот в январе умер Леонид Бажанов, — светлая ему память! — с которым я познакомился во времена существования объединения «Эрмитаж»), мне все время говорили: «Логвин, ну ты же дизайнер, ты же не художник». На мне было все время это «клеймо», хотя я ощущал себя художником. В итоге открыл свою студию, и мы с братом сделали много проектов, за которые и сейчас не стыдно.

Постер с комплиментам.  Фото: Андрей Логвин
Постер с комплиментам.
Фото: Андрей Логвин

Что-то особенно запоминающееся было?

Мне кажется, все было классное. У меня был забавный случай. Я сделал открыточку, просто для себя: сверху написано «Я люблю вас», дальше мелким четвертым кеглем все-все женские имена, которые я смог найти, а под ними место для подписи. Это было как стеб для подарка на 8 Марта. Я еще легенду придумал, что я очень застенчивый и мне нужно знакомиться в метро, поэтому сделал эту открытку. И с ней произошла удивительная история: у меня ее трижды покупали. Один раз — журнал «Столица» для рубрики «Штука». В ней раз в месяц печатали работу художника и платили за это $1000. Второй раз — журнал Playboy для какой-то презентации. И третий — для одной политической кампании. Я тогда понял, что правильное использование слов хорошо продается.

Что-то конкретное для брендов тоже наверняка делали?

Конечно, и очень много. Мы разрабатывали брендинг и рекламные кампании для «МЕГИ» в Химках, для журнала «Финанс.», для парфюмерно-косметической сети «Иль де Ботэ» и других. У нашей студии был один постоянный заказчик, с которым я и сейчас сотрудничаю, Яков Сергиенко, глава консалтинговой компании «Яков и Партнеры». Мы делали для него подарки на все праздники: помимо основных вроде Нового года и 8 Марта, были и День металлурга, и День шахтера. В позапрошлом году к 8 Марта я сделал для него постер с комплиментами — собрал все, что вспомнил. Я себе потом отдельный тираж отпечатал и продал целую кучу.

Металлическая композиция, созданная для компании «Яков и партнеры».  Фото: Татьяна Тафинцева
Металлическая композиция, созданная для компании «Яков и партнеры».
Фото: Татьяна Тафинцева

Любой ваш проект всегда связан со словами?

Люди хотят радости. И такой радости, чтобы она была очевидна. Понятно, что визуализировать уважение, почет и все остальное через графический образ тяжелее, чем просто словами написать. Поэтому так хорошо и так давно работает слоган I♥NY на сувенирном «мерче» Нью-Йорка: он сразу с тобой разговаривает. Точно так же я понимаю, за что люди покупают Кирилла Кто, мною любимого. Но он, в отличие от меня, не очень комплиментарный.

Поэтому брендированные подарки заказчиков мы тоже делали с текстом. Например, настольную композицию из металла «Где я — там успех», которая была выпущена каким-то неожиданно большим тиражом в 300 или 500 экземпляров. И приятно, что спустя 10–15 лет все еще можно увидеть ее у людей на столах. На 23 Февраля делали набор двухцветных карандашей Double Think, на корпусе которых с разных сторон были фразы-антонимы вроде «утвердить/отказать». Был еще калейдоскоп на 8 Марта, в котором узоры складывались из букв “l”, “o”, “v”, “e”. Я, кстати, повторил этот калейдоскоп в огромном масштабе, метрового диаметра, на Красноярской биеннале. Правда, в призме было написано уже «Я тебя люблю». Люди подходили, складывали вместе распадающиеся слова. Одна девочка на протяжении 42 минут пыталась поймать эту фразу.

Получается, в отличие от большинства художников, которые работают с какими-то острыми темами, вы дарите людям радость?

Я на ней «паразитирую». «Паразитирую» на чувствах. С моими работами, между прочим, связана уже, можно сказать, подтвержденная примета. Свободные девушки, купив мои работы из серии Sex, выходят замуж. Например, у одной на личном фронте уже семь лет было затишье. Она купила лист, и спустя какое-то время ей позвонил знакомый и предложил встретиться. Через год они поженились, а позже у них родилась двойня. Есть и другие случаи. Так что вариант рабочий! (Смеется.)

Принт «А вдруг это шедевр?», созданный для The Art Newspaper Russia.  Фото: Андрей Логвин
Принт «А вдруг это шедевр?», созданный для The Art Newspaper Russia.
Фото: Андрей Логвин

Как появилась фраза «А вдруг это шедевр?» для The Art Newspaper Russia?

Несмотря на то что я сам постоянно придумываю какие-то фразы, выхватываю их из повседневности, «А вдруг это шедевр?» придумал мой брат Сергей. Собственно, во времена дизайн-студии он был копирайтером.

У вас, наверное, за эти годы собралось множество таких фраз?

Да, и я продолжаю постоянно что-то записывать, у меня всегда с собой блокнот, а дома их вообще огромное количество вместе с коробками с отдельными листками. На самом деле я сейчас планирую делать книгу с условным названием «Логоцентризм», поэтому собираю все, начиная со времен плаката «Жизнь удалась». И осознал, что у меня дикое количество и просто текстовых плакатов, и коммерческих проектов. Мы с братом много делали рекламы, где основой был текст. Тот же слоган «Куда летишь? В „Арбат Престиж“» («Арбат Престиж» — крупнейшая в 2000-х российская сеть парфюмерно-косметических магазинов, закрывшаяся в 2008 году. —TANR). Таких примеров уже, мне кажется, под полтысячи, а может, и больше. Поэтому хочу собрать все вместе.

Как художнику вам уже не приходится подстраиваться под клиента. А как руководитель дизайн-студии — проходили через все эти утверждения, правки, споры с клиентом?

Что тогда, что сейчас я работаю по принципу: не подстраиваться под клиента, а находить оптимальное решение задачи.

А теперь вообще бывают комичные ситуации. Например, пишет парень: «Хочу из вот этой серии что-то подарить девушке на ваше усмотрение». И описывает ситуацию. «Вы знаете, на мое усмотрение, — говорю, — если вы подарите такое, то она вас пошлет. Давайте я вам лучше другие варианты предложу».

А как вам работается в НИУ ВШЭ? Преподавание не отвлекает от творчества?

Мне нравится. Каждое новое поколение отличается от предыдущего, и тем интереснее с ним работать. У меня своя программа «Слова как символы, символы как слова». Я учу студентов, как синтезировать решение на голых словах, как просто собирать смыслы в кучу и находить решение не из головы. Главное же в любой работе ­— просто начать что-то делать. А для того, чтобы начать, нужно поставить задачу, которую ты можешь переварить. Поставить ее легко, если ты научишься из смыслов синтезировать какую-то оболочку, синопсис, всего пару строчек.

Вы тоже этой системой пользуетесь?

Я-то как раз всегда придумывал, просто брал из головы. Но для того, чтобы заработать денег (а это всегда актуально — у меня все-таки семеро детей), я решил создать методику. Это, можно сказать, новое видение: через языковую картину мира не придумывать, а мастерить на основе слова. Когда меня спрашивают: «А как ты придумываешь?» — я объясняю, что, например, когда мы с дочкой идем в театр, я всегда сижу, внимательно слушаю — и раз — выцепил что-то из текста и сразу записал. Дочь говорит: «Завтра опять заработаешь на чужих буквах».

Но это ведь тоже талант? Не каждый же может так выцепить фразу.

Нет, это не талант, это пристальное внимание к словам и их смыслу, из чего рождается визуальная поэзия. Это же искусственная стимуляция, когда ты постоянно должен что-то записывать, чтобы из этого «генерить». Я тут был на новом фильме Паоло Соррентино. Вышел, и у меня такая классная идея в голове появилась. Думаю: «Боже, как прекрасно!» Иду и балдею. Зашел поесть — и забыл. Не могу вспомнить вообще! В кармане записная книжка, тут бумажка, тут карандаши… Казалось бы, остановись, запиши! Но я был уверен, что это так прекрасно, что забыть невозможно. Вот что могут сделать самонадеянность и старость. (Смеется.) Но вообще у меня все хорошо. Всегда все хорошо, пока жив.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+