18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Искусство принадлежит любознательным — независимо от общественного строя

Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Обсуждать произведения удобнее сидя. Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Исследование Андрея Ефица о формах взаимодействия музеев с публикой в 1920–1930-е годы многое приводит к общему знаменателю, в том числе некоторые практические стороны деятельности советских и западных институций

С тех самых пор, как в Европе и Америке стали опережающими темпами, один за одним, открываться общедоступные художественные музеи (кульминация процесса пришлась на XIX век), теоретики и практики культуры постоянно обдумывали концептуальные вопросы. Прежде всего такой: публичный музей — это сокровищница, исследовательский центр, просветительское учреждение или разновидность шоу? Если спросить у сегодняшних специалистов, ответ наверняка будет единодушным: все это вместе, плюс многое другое. Как ни удивительно, столетие назад подобный комплексный подход тоже рассматривался — правда, были у него и весомые оппоненты, а еще на ситуацию, в ту или иную сторону, влияли экономика с политикой. Иногда влияли радикально.

Социалистическая революция в России относилась к числу радикальнейших факторов: музейное дело в стране переформатировали сверху донизу. Причем не один раз. Реформы порой противоречили друг другу, но стратегический курс оставался неизменным: культуру надлежало нести в массы, а значит, просветительская миссия музеев продолжала считаться главным приоритетом.

Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.
Ефиц А. «Зритель, будь активен!»: Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024. 320 с., ил.

«Зритель, будь активен!» — цитата, вынесенная в заголовок книги Андрея Ефица, независимого исследователя из Петербурга, выдает свое происхождение моментально, еще до всяких авторских пояснений. Такого рода императивами была буквально пронизана раннесоветская эпоха, они узнаются безошибочно. И действительно, призыв позаимствован с обложки книги отзывов Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), существовавшего в Москве до 1948 года. Те отзывы, по сведениям Ефица, были чаще всего недоуменными или ругательными, но сверхзадача как раз и заключалась в том, чтобы прививать трудящимся навыки «правильного» восприятия культуры. Это касалось не только «буржуазного искусства», но и вообще всего спектра — от древнеегипетских саркофагов до соцреализма. Культпоходы стали всеобщей добровольно-принудительной нормой. Западные музейщики, посещавшие СССР в 1920–1930-е годы, не без изумления констатировали: такого наплыва народных масс они ни в каких арт-институциях прежде не встречали.

Тут и проявляет себя интрига, предложенная исследователем. Он рассматривает музейную жизнь упомянутого исторического отрезка не по отдельности (мол, вот так было у них, а вот так — у нас), но анализирует проблемы и тренды в едином международном контексте. Смысла в такой методике гораздо больше, чем может показаться. Советский опыт был, конечно, во многом уникален, однако нередко опирался на заграничные рецепты. Это вообще было свойственно менталитету руководителей СССР: с трибуны заявлять об эксклюзивности своих достижений, а в реальности то и дело заглядывать за железный занавес — что там новенького у капиталистов? Бывало и наоборот, кстати: некоторые советские наработки хоть и с осторожностью, но принимались во внимание на Западе, и музейные наработки в том числе.

Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Кадр из фильма Александра Преснякова «Эрмитаж» (1938).
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Интернациональный охват, явленный в обзоре Андрея Ефица, позволяет обнаружить, что завлечь в музеи широкие слои населения стремились отнюдь не только большевики. Правда, похвастать такой же, как в Советском Союзе, многомиллионной посещаемостью учреждений культуры не мог больше никто и нигде, но дело ведь не только в цифрах. Самым передовым и продвинутым в то время был опыт музеев в США, где не просто любили экспериментировать (в отличие от большинства европейских музеев, державшихся консервативных традиций), но еще и умели находить финансирование для новых идей. И как раз в Америке делали серьезную ставку на демократизацию музейной жизни, пытаясь пристрастить хотя бы часть населения к культурному досугу. Эти процессы были не очень похожи на советскую практику знакомства со «всеми богатствами, накопленными человечеством», однако происходили неизбежные и порой забавные переклички форматов. В Москве и Ленинграде музейщики читали народу лекции о классовой подоплеке любых художеств, а в Чикаго и Бостоне — о роли искусства и дизайна в успешном развитии бизнеса.

Именно в Штатах внедрялись многие новации — жанровые, технические, рекламные, которые в Европе зачастую лишь обосновывались теоретически и применялись довольно робко. И все же европейский опыт тоже внимательно изучен автором книги. Он демонстрирует своего рода исследовательский серфинг, свободно перемещаясь из столицы в столицу и из одной общественно-политической системы в другую, чтобы найти нужные ему примеры и прецеденты.

В результате труд Андрея Ефица получился информативным и наполненным выразительными деталями. Автор воздерживается от вывода в духе «все уже придумано до нас», хотя не обходит ретроспективным вниманием попытки борьбы с «музейной усталостью», пересмотра подходов к экскурсионной работе, использования театра и кинематографа для диалога с публикой, внедрения первых инклюзивных практик. Однако читатель и сам может осознать: современный поворот музеев «лицом к зрителю» имеет обширнейшую предысторию, которая и занятна, и поучительна. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+