18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Калифорнийские пожары погубили искусство на миллионы

Уцелевшая бронзовая скульптура среди дымящихся обломков одного из домов семьи художника Пола Маккарти.  Фото: Alex Stevens/Paul McCarthy Studios
Уцелевшая бронзовая скульптура среди дымящихся обломков одного из домов семьи художника Пола Маккарти.
Фото: Alex Stevens/Paul McCarthy Studios
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

Жители районов и пригородов Лос-Анджелеса бежали от огня, не успевая вывезти самое ценное. В пепел превратились дома коллекционеров, мастерские художников и галереи. Рассказываем о последствиях пожара для местного арт-сообщества

Пожары, вспыхнувшие 7 января в агломерации Лос-Анджелеса, уничтожили более 12 тыс. строений, среди которых дома художников и коллекционеров, галереи и мастерские. Из-за продолжительной засухи и горячего ветра Санта-Ана, дующего из Калифорнийской пустыни в сторону побережья (скорость его порывов в этот раз достигала 160 км/ч), пламя распространялось так стремительно, что у людей практически не оставалось времени на раздумья о том, что из своего имущества спасать. Ветер, подхватывая тлеющие угли, разносил их на большие расстояния, что вызывало много новых очагов возгорания одновременно.

Первыми дым, поднимаю­щийся с холмов, увидели
жители фешенебельного прибрежного района Пасифик-Палисейдс. Публично заявить о своих потерях решился проживавший там коллекционер Рон Ривлин. Он рассказал корреспонденту The New York Times, что, заметив приближающийся огонь, решил бежать, прихватив с собой три работы Энди Уорхола — столько, сколько мог унести. Еще два десятка работ лидера поп-арта, наряду с произведениями Джона Балдессари, Кита Харинга, Дэмиена Хёрста и Кенни Шарфа, погибли в огне. Вернувшись на то место, где прежде стоял его дом, Ривлин обнаружил руины, пепел — и уцелевшую скульптуру Майкла Бенисти из нержавеющей стали: две человеческие фигуры, держащиеся за руки.

Галерист Майкл Кон сообщил The Art Newspaper, что он потерял работы Антони Тапиеса и Питера Шуйффа. «У моего дома была металлическая крыша. Она рухнула, и теперь мой дом похож на творение Фрэнка Гери», — горько шутит он.

Далеко не все решаются рассказать о том, что именно из их коллекций сгорело, опасаясь усложнения процесса подачи страховых исков. Но, несомненно, ценные арт-объекты могли украшать уничтоженные дома многих знаменитостей и предпринимателей.

Пока бушевала стихия, читатели новостей с замиранием сердца следили за судьбой кластера Гетти, включающего музей, два исследовательских института и одноименный фонд. Хотя пламя подошло к Вилле Гетти и Центру Гетти на опасное расстояние и прилегающая территория понесла ущерб, сами здания и коллекция, включающая произведения Винсента ван Гога, Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдварда Мунка, Рембрандта, Огюста Ренуара и многих других, остались невредимыми. Важно, что, проектируя музей, архитектор Ричард Мейер предусмотрел повышенную защиту от нередких в Калифорнии лесных пожаров и землетрясений. Внешние стены здания облицованы особым огне­упорным видом туфа — травертином, а само оно укреплено изнутри бетоном. Также там действует особая система вентиляции для защиты произведений от дыма, изолирующая любое помещение от других в случае чрезвычайной ситуации.

В Пасифик-Палисейдсе находился дом и 83-летнего Ларри Шёнберга, сына австрийского композитора Арнольда Шёнберга, создателя додекафонии. Прямо за домом было строение, где хранился архив, связанный с именем его отца. Хотя самые ценные документы, включая оригинальные рукописи, давно переданы в Центр Арнольда Шёнберга в Вене, пожар уничтожил фотографии, письма, книги и порядка 10 тыс. партитур, которые Ларри Шёнберг продавал и сдавал в аренду. Без этого архива предстоящие исполнения произведений композитора могут быть затруднены.

К вечеру 7 января начался пожар в районе Алтадина, где сложилось довольно крепкое арт-сообщество. Его лидером можно считать 79-летнего художника Пола Маккарти, известного провокационными перформансами и скульптурами. Стихия уничтожила все три семейных дома, где проживал он, его жена Кэрол и двое их детей-художников. Не уцелели и произведения — как самого Маккарти, так и его друзей. Местная художница Мэри Анна Помонис всего за два дня до трагедии открыла выставку новых работ в галерее Alto Beta — все сгорело дотла. В целом счет художников, утративших в огне свои дома, мастерские, произведения и архивы, идет на десятки. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+