18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Монументальная живопись Москвы: эстетика грандиозного

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В Музее Москвы открылась совместная с РОСИЗО выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». В виде эскизов и сохранившихся фрагментов представлены фрески, мозаики, рельефы и витражи советских времен

В экспозиции более 300 произведений из музейных фондов и частных коллекций, а еще уникальные архивные документы и кадры кинохроники, повествующие о развитии монументально-декоративного искусства в столице с 1918 по 1980-е годы.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Самый ранний экспонат представлен в виде проекции на стену в начале выставки. Это мемориальная доска Сергея Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», размещенная в 1918 году на Сенатской башне Московского Кремля над братской могилой погибших революционеров. На изготовление мемориала был объявлен конкурс, а работа жюри настолько затянулась, что, когда в итоге был выбран проект именно Коненкова, на его реализацию оставалось меньше месяца: доску должны были установить строго к первой годовщине революции, 7 ноября по новому стилю. Чтобы уложиться в срок, скульптор и его бригада из пяти человек поселились в здании Исторического музея. При реставрации башни в 1948 году доску сняли «за ветхостью», и некоторое время она считалась бесследно утерянной, однако позже все же нашлась. В 1963 году ее передали на реставрацию тому же Коненкову, после чего она отправилась на хранение в Ленинград, в Русский музей.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Впервые представлены публике мозаичные пробы из смальты в виде красных знамен для оформления Мавзолея Ленина, изготовленные в 1929–1930 годах под руководством Владимира Фролова. Кстати, во многом благодаря этому заказу мозаика, считавшаяся «религиозным искусством», была реабилитирована и стала повсеместно использоваться в оформлении общественных зданий, например станций Московского метрополитена. Удивительное, кстати, совпадение: другие фрагменты мозаики Фролова прямо сейчас экспонируются в Санкт-Петербурге.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

К слову, о религиозном искусстве: где мозаики — там и фрески. Одна из жемчужин выставки — роспись вестибюля Музея охраны материнства и младенчества на улице Кропоткина в Москве (1932–1933), выполненная Владимиром Фаворским. Любопытен сделанный по фотографии отзыв Анри Матисса: «Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи». Также представлена мозаика Фаворского для картуша с фасада бассейна ЦСКА. Архитектор бассейна Николай Гайгаров вспоминал о своем конфликте со строителями, закончившими отделку фасада без установки картуша. Никто не горел желанием прилагать излишние усилия — мол, и так красиво. Вмешался случай. О картуше рассказали заехавшему на объект маршалу Василевскому, и его вердикт был таков: «Будет еще красивей, надо ставить». Через несколько дней панно уже красовалось на фасаде. Когда в 2022 году бассейн сносили, активистам «Архнадзора» удалось спасти картуш от гибели.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Если уничтожение архитектурного и художественного наследия в последние десятилетия стало, увы, печальной традицией, то некоторые произведения творческого и семейного дуэта Светланы Щербининой и Леонида Полищука ломали еще в советское время. Так, в 1988 году по прямому распоряжению секретаря сургутского горкома был за ночь снесен памятник академику Губкину — монументальный мозаичный куб, простоявший в городе считаные дни. На выставке можно увидеть эскизы новаторских работ, созданных парой в 1960–1970-х годах. Станковая живопись Полищука и Щербининой находится в музеях разных стран, включая Третьяковскую галерею, а вот их витражи и мозаики не на виду: зачастую они размещались внутри научно-исследовательских институтов, гостиниц и домов культуры, а редкие публикации черно-белых фото в профильных журналах не принесли мастерам популярности. Поэтому выставка — уникальный шанс увидеть шедевры, скрывавшиеся за заборами и режимными проходными.

Музей Москвы
«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+