18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Монументальная живопись Москвы: эстетика грандиозного

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы
№128, февраль 2025
№128
Материал из газеты

В Музее Москвы открылась совместная с РОСИЗО выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы». В виде эскизов и сохранившихся фрагментов представлены фрески, мозаики, рельефы и витражи советских времен

В экспозиции более 300 произведений из музейных фондов и частных коллекций, а еще уникальные архивные документы и кадры кинохроники, повествующие о развитии монументально-декоративного искусства в столице с 1918 по 1980-е годы.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Самый ранний экспонат представлен в виде проекции на стену в начале выставки. Это мемориальная доска Сергея Коненкова «Павшим в борьбе за мир и братство народов», размещенная в 1918 году на Сенатской башне Московского Кремля над братской могилой погибших революционеров. На изготовление мемориала был объявлен конкурс, а работа жюри настолько затянулась, что, когда в итоге был выбран проект именно Коненкова, на его реализацию оставалось меньше месяца: доску должны были установить строго к первой годовщине революции, 7 ноября по новому стилю. Чтобы уложиться в срок, скульптор и его бригада из пяти человек поселились в здании Исторического музея. При реставрации башни в 1948 году доску сняли «за ветхостью», и некоторое время она считалась бесследно утерянной, однако позже все же нашлась. В 1963 году ее передали на реставрацию тому же Коненкову, после чего она отправилась на хранение в Ленинград, в Русский музей.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Впервые представлены публике мозаичные пробы из смальты в виде красных знамен для оформления Мавзолея Ленина, изготовленные в 1929–1930 годах под руководством Владимира Фролова. Кстати, во многом благодаря этому заказу мозаика, считавшаяся «религиозным искусством», была реабилитирована и стала повсеместно использоваться в оформлении общественных зданий, например станций Московского метрополитена. Удивительное, кстати, совпадение: другие фрагменты мозаики Фролова прямо сейчас экспонируются в Санкт-Петербурге.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

К слову, о религиозном искусстве: где мозаики — там и фрески. Одна из жемчужин выставки — роспись вестибюля Музея охраны материнства и младенчества на улице Кропоткина в Москве (1932–1933), выполненная Владимиром Фаворским. Любопытен сделанный по фотографии отзыв Анри Матисса: «Фреска г-на Владимира Фаворского очень меня заинтересовала. Я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи». Также представлена мозаика Фаворского для картуша с фасада бассейна ЦСКА. Архитектор бассейна Николай Гайгаров вспоминал о своем конфликте со строителями, закончившими отделку фасада без установки картуша. Никто не горел желанием прилагать излишние усилия — мол, и так красиво. Вмешался случай. О картуше рассказали заехавшему на объект маршалу Василевскому, и его вердикт был таков: «Будет еще красивей, надо ставить». Через несколько дней панно уже красовалось на фасаде. Когда в 2022 году бассейн сносили, активистам «Архнадзора» удалось спасти картуш от гибели.

Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.  Фото: Музей Москвы
Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы» в Музее Москвы.
Фото: Музей Москвы

Если уничтожение архитектурного и художественного наследия в последние десятилетия стало, увы, печальной традицией, то некоторые произведения творческого и семейного дуэта Светланы Щербининой и Леонида Полищука ломали еще в советское время. Так, в 1988 году по прямому распоряжению секретаря сургутского горкома был за ночь снесен памятник академику Губкину — монументальный мозаичный куб, простоявший в городе считаные дни. На выставке можно увидеть эскизы новаторских работ, созданных парой в 1960–1970-х годах. Станковая живопись Полищука и Щербининой находится в музеях разных стран, включая Третьяковскую галерею, а вот их витражи и мозаики не на виду: зачастую они размещались внутри научно-исследовательских институтов, гостиниц и домов культуры, а редкие публикации черно-белых фото в профильных журналах не принесли мастерам популярности. Поэтому выставка — уникальный шанс увидеть шедевры, скрывавшиеся за заборами и режимными проходными.

Музей Москвы
«Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы»
До 13 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+