18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Казахстане советский кинотеатр стал современным культурным центром

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.  Фото: Asif Khan
Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля.
Фото: Asif Khan

Один из крупнейших кинотеатров советской эпохи в Центральной Азии превратился по проекту британского архитектора Асифа Хана в Центр современной культуры «Целинный»

Центр современной культуры «Целинный» в Алма-Ате откроет свои двери для посетителей 25 апреля, предложив программу выставок, перформансов и панельных дискуссий под названием «Барсакельмес» (бывший остров в Аральском море, в переводе с казахского — «если пойдет — не вернется»). В фокусе проекта — вопросы экологии, изменения климата и казахская идентичность. Открытие культурного пространства, основанного бизнесменом Кайратом Боранбаевым, совпадает с запуском Алма-Атинского музея искусств, который летом представит более 700 произведений казахских и центральноазиатских мастеров.

«Казахстан уже более 30 лет независим, и сейчас мы готовы мыслить и создавать в общественном пространстве. Наше общество активно и готово предлагать городу новые инициативы, изменять инфраструктуру, развивать художественное производство и воспитывать новое поколение художников, кураторов, ученых и коллекционеров, формируя новое понимание казахской современной культуры», — подчеркивает директор центра «Целинный» Джамиля Нуркалиева.

Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.  Фото: Asif Khan
Когда-то это здание было крупнейшим кинотеатром советской эпохи в Центральной Азии.
Фото: Asif Khan

Экспериментальный панорамный кинотеатр был открыт в 1964 году и назван в честь десятилетия освоения целины, причем уже на излете проекта, который был прекращен в следующем году. «Целинный» в ту пору был самым передовым и кассовым кинотеатром Казахстана. С его строительством связана занятная история. По словам краеведов, руководство города раздражало, что улица, носящая имя коммуниста Калинина, упирается в церковь. Поскольку времена уже были более гуманные, чем после революции, церковь не снесли, а заслонили новым зданием.

После 30-летних неизменных аншлагов в советские времена наступили тяжелые для всех стран бывшего СССР «лихие» 1990-е. Жизнь в кинотеатре теплилась, но, по воспоминаниям бывших сотрудников, им приходилось чуть ли не круглосуточно крутить фильм «Калигула», потому что это единственное, на что шел зритель. Более того, в какой-то момент в городе существовало всего две относительно свежих кинопленки и их возили туда-сюда между последними оставшимися площадками.

В 1998 году кинотеатр неожиданно пережил кратковременный период подъема: в Алма-Ате открылся первый кинофестиваль «Евразия».

В «сытые» 2000-е в здании, помимо двух обновленных кинозалов и кафе, располагался самый шикарный и гламурный клуб страны Heaven. Но постепенно все снова пришло в упадок, и пространства сдавались малому бизнесу — от магазина диванов до стрип-клуба и проповедников сект. Естественно, арендаторы не церемонились с историческим объектом: на стеклянный фасад выводились кондиционеры, врезались банкоматы, лепились разномастные вывески. Далее здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в архитектуру и внутреннюю планировку.

Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку. Фото: Asif Khan
Здание долго переходило из рук в руки, каждые из которых вносили свои изменения в его архитектуру и внутреннюю планировку.
Фото: Asif Khan

Из оставшихся в городе трех кинотеатров два были снесены, а вот «Целинный» вытянул счастливый билет: в 2018 году при поддержке Музея современного искусства «Гараж» здесь открылся центр современной культуры. Московский музей стал партнером трехчастного проекта «Начало».

«Он был посвящен истории и архитектуре здания бывшего кинотеатра, а также включал экспозицию актуального искусства Центральной Азии и большую публичную и кинопрограмму. Совместно было проведено архитектурное исследование и выпущена книга Анны Броновицкой и Николая Малинина „Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель“. В 2019 году „Целинный“ стал одной из площадок фестиваля Garage Screen Film Festival, а в 2023 году институции провели совместный архивный практикум, посвященный теме памяти и ее сохранения», — рассказали нам в пресс-службе «Гаража» и добавили, что «музей поддерживает профессиональные связи с центром и всегда рад возможным пересечениям».

При подготовке первых выставок «Открытый архив. Алматы» и «На углу: город, место, люди» под фальшстеной обнаружилось сграффито заслуженного художника Казахстана Евгения Сидоркина с изображением скачек, танцев и жанровых сцен, ранее считавшееся утраченным. Произведение изрядно пострадало, так как прямо в него вбивались металлические конструкции, однако большая часть сохранилась. Также на фасаде установили копию самой первой вывески 1964 года.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Фото: Asif Khan
Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой.
Фото: Asif Khan

После громкого открытия первых выставок здание ушло на реконструкцию по проекту британского архитектора Асифа Хана, которая сильно затянулась из-за пандемии и других непредвиденных обстоятельств, и вот наконец «Целинный» готов вновь принимать посетителей.

Акцент в деятельности нового центра сделан на кочевом наследии Центральной Азии и практике гармоничного сосуществования с природой. Директор центра Джамиля Нуркалиева подчеркивает: «Мы хотим создать пространство для дискуссий, где важнее не утверждение идей, а способность сомневаться и задавать вопросы, развивая критическое мышление и размышляя о том, что значит быть человеком в нашем обществе».

С 6 сентября на новой площадке пройдет Вторая триеннале звукового искусства Korkut, посвященная современным формам звукового искусства и перформативным практикам. Ее куратором станет Стас Шерифулла, художник-исследователь из Базеля, работающий с темами звука и деколонизации. В выставке примет участие около 20 художников из Азии и с Ближнего Востока.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+