18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Останки древнеегипетской жрицы найдены в гробнице ее отца

Двойной саркофаг, обнаруженный в погребальной камере Ити, был декорирован весьма мастерски.  Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
Двойной саркофаг, обнаруженный в погребальной камере Ити, был декорирован весьма мастерски.
Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Такие находки, похоже, не иссякнут никогда. Гробница Джефайхапи I, правителя провинции Асьют, давно исследована, но рядом обнаружилось захоронение его дочери. Хотя в камере побывали древние мародеры, тем не менее ее открытие значимо для археологов

Работающие в Египте археологи обнаружили захоронение жрицы по имени Ити, жившей 4 тыс. лет назад, в эпоху Среднего царства. Ее останки, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джефайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут), расположенной в 320 км к югу от Каира.

«Это выдающаяся находка как в эстетическом, так и в научном отношении», — пишет египтолог Йохем Каль из Свободного университета Берлина в статье, опубликованной на университетском сайте. Экспедиция под его руководством еще в 2022 году начала расчищать шахту, о существовании которой до того не было известно. Раскопав шахту на 14 м в глубину за три полевых сезона, объединенная немецко-египетская команда обнаружила заложенную камнями боковую комнату. Она оказалась погребальной камерой Ити.

В камере успели побывать древние расхитители, укравшие ювелирные украшения и все металлические предметы, которые им удалось найти, но многое осталось нетронутым. Среди этих находок выделяются два изящно расписанных и вложенных друг в друга саркофага, каждый весом около 200–300 кг. «Саркофаги Ити с их декором превосходят мастерством исполнения аналогичные предметы того времени и не уступают по качеству надписям и изображениям, обнаруженным в гробнице ее отца», — отмечает Каль. Они расписаны изображениями ритуальных предметов, украшены иероглифическими списками подношений и титулов, а также надписями из «Текстов саркофагов» — сборника заклинаний, призванных помочь Ити и защитить ее на пути по загробному царству. Столь значительное количество текстов, по мнению Каля, «позволит сделать выводы о роли женщин и о передаче знаний в Древнем Египте».

Останки жрицы Ити, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джфайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут). Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project
Останки жрицы Ити, а также изысканно расписанные саркофаги и погребальный инвентарь найдены на дне потайной шахты в гробнице ее отца Джфайхапи I, который был правителем провинции Асьют (Сиут).
Фото: Jochem Kahl/The Asyut Project

Кроме того, обнаружены канопы Ити — четыре сосуда, предназначенные для хранения внутренних органов жрицы, которые удалили в процессе мумификации, а также деревянные статуэтки, кинжал и подношения в виде пищи. В погребальной камере найдены и кости жрицы вместе с фрагментами ее одежды, поврежденные древними грабителями. На основании данных первичного исследования останков можно предположить, что Ити умерла в возрасте около 40 лет, а при жизни испытывала проблемы со ступнями.

Титулы Ити, сопровождающие ее имя на погребальных принадлежностях, сообщают, что она была «жрицей Хатхор», египетской богини любви, материнства, музыки и танца, и «хозяйкой дома», что говорит о том, что она вела собственное хозяйство и занимала высокое положение в обществе. Это единственная известная нам дочь Джефайхапи I, обладавшего огромной властью правителя Асьюта (Сиута), важного стратегического и торгового центра, расположенного между Мемфисом и Фивами. Джефайхапи I, живший около 1880 года до н.э., был не просто выдающейся личностью, древние египтяне его обожествляли и хранили память о нем на протяжении многих веков. Его гробница — одно из самых крупных захоронений, принадлежащих человеку не царских кровей. Она украшена многочисленными росписями, и в ней есть камеры, вырубленные глубоко в скале; высота потолков в камерах местами превышает 11 м.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+