18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Подруги»: конструктивный взгляд на женскую дружбу

Варвара Степанова и Анастасия Ахтырко на архивной фотографии 1934 года.  Фото: Частное собрание
Варвара Степанова и Анастасия Ахтырко на архивной фотографии 1934 года.
Фото: Частное собрание
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Изданная к выставке «Подруги» книга-каталог, как и сам проект Пушкинского музея, приоткрывает личные истории художниц авангарда. Среди них не только знаменитости вроде Варвары Степановой, но и те, чье творчество еще ждет своих исследователей

Показывая произве­дения художников, часто за скобками оставляют личное, то есть саму жизнь. Выставка «Подруги», приуроченная к 130-летию Варвары Степановой (1894–1958), хороша как раз тем, что вскрывает неформальные связи художниц, оказавших влияние не только на живописный дискурс, но и на всю среду повседневного обитания современного человека — можно сказать, на саму конструкцию жизни. Книга-каталог, собравшая материалы проекта Пушкинского музея (минувшей осенью она стала победителем национального конкурса «Книга года — 2024» в номинации «Art-книга»), расширяет рассказ о женщинах, которые создали новый мир и красоту, вышедшую за рамки холста.

«Подруги. К юбилею Варвары Степановой». М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 320 с., ил.
«Подруги. К юбилею Варвары Степановой». М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2024. 320 с., ил.

Пять разделов издания повествуют и о знаменитостях — Надежде Ламановой, Вере Мухиной, Ольге Розановой, Варваре Степановой, Эсфирь Шуб, Александре Экстер, и о почти неизвестных, но талантливых Анастасии Ахтырко, Елизавете Игнатович, сестрах Галине и Ольге Чичаговых. Речь идет об их конструктивистском подходе в прикладном искусстве, новациях в театре, кинематографе, моде, книжном и журнальном деле. Эти главы, по сути, повторяют содержание экспозиции. Лучшая же часть книги — в начале; она выходит за рамки выставки в ГМИИ. Здесь четыре обзорные статьи — Александра Лаврентьева, Екатерины Лаврентьевой, Ольги Муромцевой и Натальи Козловой.

Внук Родченко и Степановой, искусствовед Александр Лаврентьев резонно поминает в «зачине» знаковую выставку 1999–2001 годов с несколько иным составом, которая открыла миру «амазонок авангарда». Но это «поле непрерывной разведки новых территорий искусства», как выразился профессор, по сей день не перепахано от края до края. Он приводит цитаты из дневников бабушки, показывая окружение Степановой ее же глазами и акцентируя важное: например, «великую декоративность» Ольги Розановой, что «выкинет живопись из комнат и музеев на улицы и площади», или «свободное движение», коим Александра Экстер обогащает театральную сцену.

Варвара Степанова.  Фото: Частное собрание
Варвара Степанова.
Фото: Частное собрание

Жизни подруг-художниц переплелись причудливым образом. Александра Экстер и Вера Мухина познакомились в 1916 году. Обе позднее искали свое место в новом мире и ради заработка объединились в артель МЭП (аббревиатура из начальных букв фамилий Мухина, Экстер, Попова). Делали шляпки, сумочки, пояса, декоративные вещи, порой используя мочала и крашеную рогожку. А уже осенью 1921 года Александра Экстер, Александр Родченко, Варвара Степанова, Александр Веснин и Любовь Попова представили по пять работ на выставке «5 х 5 = 25». Она стала поворотной — от беспредметной живописи к индустриальному искусству. Родченко писал: «Мы были за новый мир, мир индустрии, техники и науки. Мы были за нового человека. Мы создавали новое понятие о красоте».

Вера Мухина была ближайшей подругой гениального модельера Надежды Ламановой, несмотря на разницу в возрасте в 28 лет. В ее мастерской швеи шили только части платья или костюма: одна — лиф от платья, другая — юбку или рукава. Каждая модель собиралась вместе в нескольких вариантах. Тогда это было ноу-хау — теперь используется повсеместно. В 1928 году Ламанова сформулировала теорию промышленного моделирования — будущего дизайна. Именно она изобрела универсальные выкройки, которые стали хитами советских модных журналов. По эскизам каждый мог сшить себе платье или комплект. В книге приводится эскиз платья «три в одном» — рисунок Веры Мухиной по модели Ламановой. Все героини этой книги так или иначе пересекались и сыграли свою роль в судьбах друг друга и большого искусства.

Разворот из книги-каталога «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Разворот из книги-каталога «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

Пока не все истории собраны и рассказаны в подробностях. Еще предстоит изучить архивы сестер Чичаговых, которые выдумали жанр «производственной детской книги». Ждет дальнейшего исследования и история Анастасии Ахтырко, студентки первого факультета промышленного дизайна Строгановки, которая только развернулась в бригаде «Синяя блуза», как угодила под клеймо «формализма» и была отправлена рисовать плакаты по безопасности на комбинат Художественного фонда СССР. Зато плакаты эти у нее выходили фантастические — лаконичные и конструктивные, по заветам Степановой.

Несколько таинственной остается и фигура Эсфирь Шуб, пионера художественного монтажа в документальном кино. В 1927 году Шуб пересобрала кадры официальной царской хроники в фильм «Падение династии Романовых», применив новый метод склейки — короткими динамичными эпизодами. Эсфирь Шуб входила в группу «Октябрь», как и еще одна героиня выставки — Елизавета Игнатович, сестра известного советского фотографа Бориса Игнатовича. В декларации группы «Октябрь», изложенной Родченко в журнале «ЛЕФ», говорилось: «Фиксируйте человека не одним „синтетическим“ портретом, а массой моментальных снимков, сделанных в разное время».

Разворот из книги-каталога «Подруги. К юбилею Варвары Степановой». Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Разворот из книги-каталога «Подруги. К юбилею Варвары Степановой».
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина

«Подруги» — книга о конструкторах и хроникерах 1910–1930-х годов — собрала как раз такой несинтетический коллективный портрет на страницах в нежно-оранжевых тонах, вторящих одной из тканей Степановой. Разглядывая фотографии улыбающихся подруг, посиделки в дачной густой траве и за столом, кажется, чувствуешь энергию этих невероятных женщин.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+