18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сезон смены директоров

Выставка «17/37. Советская скульптура. Взлёт» в Новом Манеже. 2023.  Фото: РОСИЗО
Выставка «17/37. Советская скульптура. Взлёт» в Новом Манеже. 2023.
Фото: РОСИЗО

Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее

Первое кадровое решение ожидали. Музей истории ГУЛАГа приостановил работу еще 14 ноября — официально из-за того, что «специалистами Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве были выявлены нарушения пожарной безопасности». Десять лет никого не смущала вентиляционная камера, к которой возникли вопросы, а тут музей закрыли для посетителей. Пошли разговоры о том, что за паузой последует или смена руководства, или полная трансформация. В итоге место Романа Романова, возглавлявшего Музей истории ГУЛАГа с 2012 года, предложили Анне Трапковой, директору Музея Москвы, и та согласилась. Свой пост в музее, сосредоточенном на истории столицы, она не оставила, будет как-то совмещать. О шансах на возобновление работы Музея истории ГУЛАГа говорили со скептицизмом или вообще без надежды, но на заседании Совета по правам человека (СПЧ) при Президенте РФ 22 января его председатель Валерий Фадеев заявил, что это произойдет в ближайшее время. «Я разговаривал с руководством Москвы. Никаких идей о закрытии музея нет. Скоро будут приняты все необходимые меры, и музей будет открыт», — заявил он. Характер «необходимых мер» не уточняется.

Следующие перестановки — уже на федеральном уровне. В Ростовском музее-заповеднике директора менять не собирались. Напротив, перед Новым годом Министерство культуры РФ продлило до конца 2027 года контракт с 53-летним Алексеем Золотухиным, который до назначения 2023 года занимал руководящие должности в ФБГУ «Росгосэкспертиза» (Государственный всероссийский центр экспертизы и сертификации в области охраны и реставрации памятников истории и культуры). Но 2 января он неожиданно скончался. Причины смерти не называются. Замену экстренно нашли в лице 40-летнего кандидата исторических наук Никиты Аникина, участника кадровой программы «Высшая школа управления в сфере культуры», до того работавшего заместителем гендиректора по развитию и внешним коммуникациям Музея современной истории России.

Кадровая программа ВШУК реализуется с февраля 2024 года и уже стала социальным лифтом для ряда новых в культурной среде персон. Так, представляла Аникина еще одна участница ВШУК, и.о. министра культуры Ярославской области Ирина Ширшова, занявшая эту должность летом. Кстати, через ту же программу в прошлом году должность руководителя Департамента воспитательной работы, просветительских проектов и специальных образовательных программ в сфере культуры в Министерстве культуры получила Юлия Полетыкина, Юлия Шуклина возглавила Министерство культуры Новосибирской области, а Полина Глинских стала директором Государственного исторического музея Южного Урала в Челябинске.

Вместе с назначением Никиты Аникина министр Ольга Любимова объявила о смене директора в другом кремле — Рязанском. Там досрочно сняли с поста Виталия Попова, возглавлявшего Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ) с 2022 года. До того уроженец Рязанской области занимал должность министра культуры региона и оставил ее по собственному желанию, чтобы заняться переездом музея с территории кремля в новое здание площадью свыше 20 тыс. кв. м. Ему удалось запустить новый, современный музей. В 2025-м РИАМЗ должен окончательно покинуть переданную РПЦ территорию и открыть следующую порцию экспозиций в музейном центре. Местная культурная общественность и сотрудники музея назвали отставку Попова «оскорблением рязанской культуре». Его место займет педагог-психолог Инесса Фельдман, ранее работавшая в администрации Тулы. В 2023 году она стала победительницей V конкурса «Лидеры России», а в октябре 2024-го была назначена главой Департамента культуры и туризма Вологодской области. В Вологде успела переименовать департамент в министерство и разделить его на два ведомства — культуры и туризма. Причем Фельдман возглавила Минтуризма, а не культуры. «Тульские новости» пишут, что она не сработалась с губернатором Вологодской области Георгием Филимоновым.

Шоком для столичной культурной общественности стало увольнение Елизаветы Лихачевой, которая возглавляла Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина менее двух лет. Источник Forbes в Минкульте сообщил изданию, что было «много причин»: «Мало занималась музеем, много поездок, провокационных выступлений по всем поводам. Ничего положительного в музее не произошло». Он добавил, что поводом стала задержка в оформлении произведений на вывоз в Китай на большую сборную выставку из российских музеев. Но это и правда, скорее, повод. Проблема ведь не только в том, что Елизавета Лихачева делала громкие заявления (закрытие Музея истории ГУЛАГа, например, назвала «глупостью, граничащей с преступлением»), а новый логотип Пушкинского, где вместо силуэта главного здания появились соединенные буквы «п» и «м», критиковали. Основной задачей Лихачевой, как и до нее Марины Лошак, было завершение строительства музейного городка.

В мае 2024 года Елизавета Лихачева рассказала в интервью «Ведомостям», что от идеи углубиться под землю решили отказаться из-за состояния грунта и «космической» стоимости. Напомним, что бюро «Меганом», которое в 2014 году выиграло конкурс на реконструкцию музея после выхода из этой истории британского архитектора Нормана Фостера, спроектировало под зданиями ГМИИ им. Пушкина сеть переходов и так называемую цистерну — подземное пространство. Шесть лет назад Марина Лошак рассказывала, что его глубина составит 16 м. Елизавета Лихачева весной называла другую цифру — 12 м. Так или иначе, его не будет. Незадолго до заявления об отмене «цистерны», в апреле 2024-го, Наталья Зарубина, которая в ППК «Единый заказчик в сфере строительства» отвечает за музейные долгострои, в том числе музейный городок на Волхонке, рассказала нашему изданию, что проведен «значительный аудит по объектам», «возникли вопросы по подрядным организациям» и найдены «компромиссные варианты с музейными руководителями». Но со всеми ли?

Подводя итоги 2024 года, Елизавета Лихачева обтекаемо говорила о реконструкции и заявила, что завершить Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (единственное новое здание, первый камень которого заложен в 2016 году) строители обещают к 2026-му, а весь музейный городок — к 2030-му. Но речь эта прозвучала неуверенно, несмотря на свойственный Елизавете Лихачевой твердый тон.

Теперь реконструкция Пушкинского станет головной болью Ольги Галактионовой, назначенной директором легендарного музея. Она с 2021 года руководила Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», а до того занималась театральными и кинопроектами, работала на телевидении. В качестве директора РОСИЗО она успела отметиться серией выставок-блокбастеров, где чувствуется рука продюсера («ДК СССР», «17/37. Советская скульптура. Взлет», «Павел Филонов. Художник мирового расцвета», «Кукрыниксы»). Теперь и.о. директора стал ее заместитель Георгий Москвичев.

Оставила свой пост и директор Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени, что находится в подчинении столичному департаменту культуры, Ольга Журавлева. В отличие от коллег — по собственному желанию. Как рассказала Журавлева нашему изданию, она собирается сконцентрироваться на журналистике и вот-вот запустит новый радиопроект. Она ушла из преображенного ею камерного, но важного музея за полгода до окончания контракта.

Судя по всему, это не последняя перестановка в музеях. Известно, что контракт гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского заканчивается в сентябре, и, судя по всему, он готов передать свой пост преемнику. Но решение о назначении главы Эрмитажа принимает президент РФ, так что тут особый случай.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+