18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Меер Айзенштадт: руинируя архитектоны и превращаясь в марабу

Меер Айзенштадт. «Автопортрет, пять исторических профилей и эскизы статуй». Начало 1940-х.  Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта
Меер Айзенштадт. «Автопортрет, пять исторических профилей и эскизы статуй». Начало 1940-х.
Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Первая монография о самобытном скульпторе, выпускнике ВХУТЕИНа и несостоявшемся авторе архитектурно-скульптурных ансамблей, включает искусствоведческие эссе, воспоминания близких и множество ранее не публиковавшихся рисунков и фотографий

В фильме «Берегись автомобиля» герой Анатолия Папанова незабываемо гаркнул «Положь птичку!» своему зятю в исполнении Андрея Миронова, замахнувшемуся на него статуэткой, которую едва ли возможно хорошо разглядеть на экране. Между тем та самая птичка — это не какой-то заурядный сувенир, а попавшая в 1960-х годах в тиражное производство скульптура Меера Айзенштадта (1895–1961) «Марабу». Причем скульптура, занимавшая особое место среди всей его анималистической пластики: нахохленного марабу Айзенштадт, по воспоминаниям его сына, палеонтолога Юрия Арендта, называл автопортретом.

Меер Айзенштадт. «Симфония завода (Литейщики)».  Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта
Меер Айзенштадт. «Симфония завода (Литейщики)».
Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта

Замкнутый и немногословный, Меер Айзенштадт мало что оставил исследователям: никаких воспоминаний или комментариев к работам. Самые известные его произведения, такие как «Физкультура» («Посвящение Лукасу Кранаху») и «Симфония завода» («Литейщики»), являются в действительности лишь эскизными фрагментами куда более грандиозных монументов или целых архитектурно-скульптурных ансамблей, ни один из которых не был воплощен в задуманном масштабе. Прочий, не скульптурный, багаж мастера умещается в один чемодан, который хранят его внучки, художницы Наташа и Мария Арендт. В этом чемодане, вперемешку с разными расписками и справками, собраны рисунки Айзенштадта и ворох того, что его вдохновляло: изображения античных скульптур, вырезки с репродукциями произведений Микеланджело, Вазари и Рембрандта, фотографии обезьян, крокодилов, бегемотов.

Систематизировать эти материалы взялась Александра Селиванова. В 2018 году она открыла в Центре авангарда на Шаболовке выставку «Меер Айзенштадт. К синтезу 1930-х», которая стояла в ряду проектов, позволявших «сойти с затоптанных троп» исследования художественных процессов 1920–1940-х годов. Теперь эта работа продолжена в запущенной Музеем современного искусства «Гараж» серии книг, получившей название «Лаборатория изучения советского искусства Центра авангарда» («ЛИСИ_ЦА»). Монография «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм» — первая не только в серии, но и вообще об этом самобытном скульпторе, который, не вписавшись в привычный авангардный пантеон, оказался почти забыт.

Александра Селиванова, Надежда Плунгян. «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024.
Александра Селиванова, Надежда Плунгян. «Меер Айзенштадт. Органика, архаика, модернизм». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2024.

Как показывают статья искусствоведа Александры Шатских, а также тексты Селивановой, посвященные разным граням творчества Айзенштадта, он всегда был сам по себе. Своим любимым художником скульп­тор называл Казимира Малевича, но его поиски шли вразрез с тем, что делали «правоверные» адепты супрематизма: архитектоноподобные формы у Айзенштадта напоминают скорее античные руины, нежели прообразы архитектуры будущего. Обращение к греко-римской древности и работам старых мастеров, одним из которых будто бы воспринимался им и Малевич, не соответствовало духу советских 1920-х (Селиванова, к слову, полагает, что подход скульптора к работе был истинно постмодернистским и намного опережающим свое время, тогда как Надежда Плунгян, написавшая для издания эссе о его рисунках, видит здесь не что иное, как эклектичность ар-деко). Соученица по ВХУТЕИНу и гражданская жена Айзенштадта Ариадна Арендт, воспоминания которой — наряду с некоторыми другими — опубликованы в книге, считала посвящение работы «Физкультура» Кранаху излишне «самоуверенным» жестом. Он встречал непонимание и с другой стороны: так, его учителя Иосифа Чайкова раздражала приверженность молодого скульптора авангардным геометрическим формам.

Меер Айзенштадт. Фото с актерских проб. Начало 1920-х.  Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта
Меер Айзенштадт. Фото с актерских проб. Начало 1920-х.
Фото: Собрание наследников М. Айзенштадта

Авторы осмысляют эволюцию стиля Айзенштадта с 1920-х по 1950-е годы. Масштаб его амбиций (и это видно по иллюстрациям) померк с приходом соцреализма, который уже после войны буквально материализовался на пороге его мастерской в лице размахивающего пистолетом Евгения Вучетича — после этого Айзенштадт мастерской лишился. А получив чуть позже замену, куда более скромное помещение, не решался фантазировать с прежним размахом. Он выполнял на заказ портреты композиторов и генералов (а вот бюст Сталина не сумел — уничтожил), проектировал надгробия и погребальные урны. Но продолжал создавать на клочках бумаги целый сюрреалистический мир, где главным героем, в виде бесчисленных автопортретов, был он сам: то в роли африканского юноши или обнаженной натурщицы, то в моменте превращения в медведя, мышь или марабу. Извлеченные из старого чемодана, теперь эти образы живут на страницах книги.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+