Елизавета Лихачева, возглавлявшая Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина с 2023 года, сообщила нашему изданию, что покидает свой пост.
«Все комментарии будут завтра», — сказала она.
По данным «Коммерсанта», на этот день, 17 января, назначено представление коллективу нового директора — Ольги Галактионовой, которая с 2021 года была директором Музейно-выставочного центра «РОСИЗО». На его сайте указано, что Ольга Николаевна «закончила ГИТИС, имеет опыт работы на телевидении в ряде крупных телеканалов. При ее участии были реализованы масштабные выставочные и театральные проекты, в частности, приуроченные к Году театра в России». Она была автором и продюсером около 50 документальных фильмов. До прихода в РОСИЗО с 2009 года работала генеральным директором кинокомпании «Галактика», а также советником председателя правления Фонда А.Л.Кудрина по поддержке гражданских инициатив.
Среди выставок, реализованных в то время, когда РОСИЗО возглавляла Галактионова, можно вспомнить проекты «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже и «ДК СССР» и «Кукрыниксы» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Выставка «Первая позиция. Русский балет», которая была создана совместно с бюро Planet9 и РОСИЗО и прошла в петербургском Центральном выставочном зале «Манеж», в минувшем году была названа нашим изданием «Выставкой года». Также в конце 2024 года РОСИЗО учредил премию «Форма-Арт» — награду в области развития, курирования, продвижения и архитектуры музейно-выставочных проектов.
Елизавета Лихачева пробыла директором ГМИИ им. А.С.Пушкина чуть менее двух лет. С 2017 по 2023 год она руководила Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева.
То, что она успела сделать за почти два года в Пушкинском, скорее, можно назвать аудитом и подступами к созданию новой стратегии, которой, очевидно, суждено так и остаться неосуществленной. Самым заметным для посетителей событием стало восстановление постоянной экспозиции в главном здании в тех контурах, в которых она существовала при Ирине Антоновой, до переделки в более компактном размере и «европейской» стилистике во время директорства Марины Лошак. Эти работы проходили поэтапно и полностью были завершены к концу 2024 года. Летом 2024-го прошел ребрендинг музея, были представлены новый логотип и фирменные цвета. Также Елизавета Лихачева активно занималась развитием региональной сети ГМИИ им. А.С.Пушкина, доставшейся ему от ГЦСИ. В частности, были достигнуты договоренности о подходящих зданиях в Томске и Владикавказе. Однако в Москве при Лихачевой не было введено в эксплуатацию ни одно из строящихся или реконструируемых зданий музейного городка. Правда, после того, как все важнейшие музейные стройки страны несколько лет назад были выведены из зоны ответственности Министерства культуры РФ и переданы Минстрою РФ и «Единому заказчику», от Лихачевой в этом вопросе уже ничего не зависело. За прошедшие два года в ГМИИ им. А.С.Пушкина, кроме того, не прогремело ни одного выставочного блокбастера. Отчасти это связано с тем, что прежние хитовые проекты Пушкинского по большей части состояли из произведений искусства, которые прибывали на выставки из крупных зарубежных музеев. Следует учесть и то, что первый год при Елизавете Лихачевой музей продолжал делать выставки, запланированные еще при Марине Лошак.
На своем посту Лихачева неоднократно привлекала внимание общественности и прессы резонансными заявлениями. В частности, она была одним из считаных людей в сфере российской культуры, кто публично высказался против передачи РПЦ иконы Андрея Рублева «Троица» из Третьяковской галереи. Ее последним громким публичным заявлением было высказывание о закрытии московского Музея истории ГУЛАГа, которое она назвала «глупостью».
Кстати, предшественница Елизаветы Лихачевой Марина Лошак руководила ГМИИ им. А.С.Пушкина десятилетие, а Ирину Антонову смело можно назвать рекордсменом среди музейных директоров: ее стаж в должности главы Пушкинского составил 52 года.