18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Живопись и поэзия Джамбаттисты Марино сплелись воедино в Галерее Боргезе

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Кураторы выставки открывают миру поэта, который перекладывал живопись на стихи через свой беспрецедентный литературный проект и произведения искусства, в том числе связанные с ним напрямую

Широко известно, что в XV–XVI веках, в период расцвета итальянского Возрождения, социальный и интеллектуальный статус живописи поднялся до того же уровня, что и искусство поэзии. Не столь распространено знание о том, что в начале XVII века отношения между визуальным и литературным вывел на совершенно новый уровень неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино (также Джован Баттиста Марини) (1569–1625). Его беспрецедентному литературному проекту, в основе которого лежало желание переложить живопись на стихи, посвящена выставка в Галерее Боргезе.

Четыре века спустя значимость Марино для истории искусства по-прежнему недооценена, и кураторы выставки Андреа Дзецца, Эмилио Руссо и Патриция Тозини поставили перед собой задачу исправить положение. Как говорит Дзецца, «когда мы думаем о начале XVII века, мы вспоминаем Караваджо, Бернини, Рубенса, но и роль Марино была весьма значительной».

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese

Ключом к пониманию этой роли служит образ идеальной галереи, мечты о которой сопровождали Марино на протяжении большей части жизни. Поэт успел послужить при разных дворах — Рим, Генуя, Турин; в 1615 году он осел в Париже, но незадолго до смерти вернулся в родной Неаполь. Всюду Марино знакомился с художественными собраниями, а заодно и с ведущими живописцами. Его литературный проект увидел свет в 1619 году: сборник «Галерея» состоит из 624 строф, которые поэтизируют художников и произведения искусства, или, как подчеркивает Дзецца, «соревнуются с ними».

«К тому времени ренессансное мировоззрение уже сформировало устойчивую связь между живописью и поэзией, — говорит куратор. — Но Марино посвятил этой связи целую книгу в период, когда первые галереи — пространства, предназначенные исключительно для экспонирования произведений искусства, — лишь начинали появляться».

Ранние издания книг Марино соседствуют на выставке с произведениями искусства, либо связанными с ними напрямую, либо передающими суть его поэтико-живописного видения, особенно ярко воплощенного в поэме «Адонис» (1623) — аллегорическом и богатом визуальными образами изложении истории любви Афродиты и Адониса.

Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.  Фото: Galleria Borghese
Выставка «Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным» в Галерее Боргезе.
Фото: Galleria Borghese

В числе ключевых экспонатов — «Нарцисс» (1550-е) Тинторетто и портрет главного героя выставки (около 1621) кисти Франса Пурбуса Младшего, а наибольший интерес представляет последний зал, посвященный отношениям Марино и Никола Пуссена — знакомство с ним состоялось в Париже, где поэт служил при дворе Марии Медичи. Дзецца подчеркивает, что в «Царстве Флоры» (около 1630–1631) Пуссена «нашли отражение все основные мотивы поэзии Марино, в которой через миф представлен по-настоящему энциклопедический объем знаний».

Выставка с элегантностью воплощает мечту поэта: Дзецца объясняет, что «созданная Марино игра зеркал, в которой визуальные образы отражены в словах, теперь превратилась в обратное отражение его литературной идеальной галереи в стенах галереи реальной, созданной его современником Шипионе Боргезе».

Галерея Боргезе
«Живопись и поэзия XVII века. Джамбаттиста Марино и упоение изумительным»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+