18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рубенсовские мужчины: художник и его команда миньонов

Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Диана и Каллисто». Фрагмент.
Фото: Museo Nacional del Prado
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

То, что Питер Пауль Рубенс держал большую мастерскую и создавал многие произведения с помощниками, не новость. Однако выставка в Прадо впервые рассматривает феномен мастерских и процесс совместного творчества в XVI–XVII веках так подробно и наглядно

На выставке «Мастерская Рубенса» представлены картины мэтра, работы его помощников и произведения, ставшие результатом их сотрудничества разной степени. Сопоставление помогает увидеть различие в художественном качестве. Интересно, что все картины, созданные в мастерской Рубенса, считались частью его бренда, «фирменного стиля». Однако современники (и он сам) работы, полностью написанные мастером, ценили выше, чем те, что были созданы в мастерской. В этом смысле полотна Рубенса сродни продуктам некоторых современных домов моды или архитектурных бюро.

Питер Пауль Рубенс. «Три грации».  Фото: Museo Nacional del Prado
Питер Пауль Рубенс. «Три грации».
Фото: Museo Nacional del Prado

Чтобы дать зрителям представление о мастерской, в музее воссоздали ее интерьер и наполнение, опираясь на работы самого Рубенса, его учеников и последователей. Тут пригодились гравюра Яна Колларта II по рисунку Яна ван дер Страта «Колор оливи» («Изобретение масляной живописи») и полотно «Аллегория живописи» Яна Брейгеля Младшего. На них изображены целые команды из художников и подмастерьев, которые готовят холсты, кисти и краски, пишут картины и принимают посетителей. Среди работ мастера — маленький шедевр «Елена Фурман (Фаурмент) с детьми». Портрет Анны Австрийской представлен в двух вариантах: кисти самого Рубенса и копия мастерской — можно поиграть в поиск отличий. «Распознание Филопемена» создано Рубенсом (фигуры) в партнерстве с Франсом Снейдерсом (мастер натюрморта написал лавку с дичью и корнеплодами, где, по легенде, было раскрыто инкогнито греческого военачальника Филопемена). Наконец, батальная тема «Смерть Публия Деция Муса», римского полководца, была воплощена — от эскиза до пятиметрового полотна — целой бригадой помощников.

Музей Прадо
«Мастерская Рубенса»
До 2 февраля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+