18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родина Врубеля, каторга Достоевского, Белая столица России

Музей имени М.А.Врубеля. На первом плане — скульптура «Крылатый гений» на фронтоне Омского академического театра драмы.  Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Музей имени М.А.Врубеля. На первом плане — скульптура «Крылатый гений» на фронтоне Омского академического театра драмы.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Омск, один из главных мегаполисов Западной Сибири, десятки лет был закрытым из-за большого количества военных предприятий. Сегодня его можно — и на самом деле весьма желательно — посетить

Омичи гордятся тем, что их город основан при Петре I, хотя до 1782 года он числился крепостью. Омская крепость строилась дважды. Первая, деревянная, — в 1716 году на левом берегу Оми (и это дата основания Омска), а вторая, преимущественно из камня, — через полвека, на правом.

Местные экскурсоводы, предлагая осмотреть Омскую крепость, обычно предупреждают заранее: осматривать вы будете что угодно, кроме самой крепости, от которой осталось… Но обо всем по порядку.

Строили Омскую крепость казаки и каторжники, которые в ней же и содержались. В XVIII веке это все еще был форпост империи на не самой спокойной южносибирской границе, поэтому крепость производила впечатление. Сложная многоугольная форма с бастионами, четверо ворот на все стороны света, 30 га территории — это была самая большая русская крепость за Уралом.

Вокруг крепостных стен начал стремительно расти город. В XIX веке Омск стал центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства, отобрав этот статус у Тобольска. Однако шли годы, и вторая Омская крепость утратила всякое военное значение. В 1864 году ее упразднили. Постепенно разобрали и земляные укрепвалы, и часть построек, засыпали рвы…

Тобольские ворота Омской крепости. 1791–1793.  Фото: Геннадий Супрун / Фотобанк Лори
Тобольские ворота Омской крепости. 1791–1793.
Фото: Геннадий Супрун / Фотобанк Лори

В 2009 году местные власти решили провести реконструкцию Омской крепости, которая с тех пор носит статус историко-культурного комплекса. Из подлинных построек до нас дошли немногие, и те в сильно перестроенном виде: здание гауптвахты, комендантский дом, кирха и лишь одни ворота из четырех — Тобольские. Все они имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. Омские, Иртышские и Тарские ворота воссоздали уже в наши дни. Разрозненные постройки отделены друг от друга плацем, где 200 лет назад проходили гарнизонные построения, а ныне проводятся городские праздники.

Впрочем, недавно обнаружилось кое-что подлинное. В 2016 году при благо­устройстве территории строители наткнулись на фундамент казармы омского каторжного крепостного острога (Омской тюрьмы). Соотнося остатки построек с чертежом 1847 года, археологи изучают фундамент, определяют границы объекта, а экскурсоводы показывают место расположения карательного учреждения туристам. Вопрос о музеефикации раскопа пока остается открытым.

В своей исторической части Омск может напомнить и Нижний Новгород, и Владимир, а местами даже Петербург. Очень питерское по стилю и колористике здание страхового общества «Саламандра», где уже пять лет как открыт музей-спутник Государственного Эрмитажа — Центр «Эрмитаж-Сибирь». А, например, построенное в советский период здание Омского музыкального театра напоминает по силуэту Татарский театр имени Г.Камала в Казани. Визитная карточка архитектуры Омска — это, пожалуй, модерн. Экскурсия по таким объектам может занять весь день.

Из десяти транспортных мостов в городе два — железнодорожные: Омск стоит на Транссибирской магистрали. Железнодорожный мост через Иртыш стал толчком для экономического подъема после 1896 года.

Хотя Омск расположен на слиянии двух рек, речное сообщение здесь пребывает в упадке. Иртышское пароходство с середины 2010-х годов не возит пассажиров. Вдоль набережной Иртыша курсируют разве что прогулочные суда.

Центр «Эрмитаж-Сибирь» расположен в бывшем здании страхового общества «Саламандра». 1913–1914.  Фото: Центр «Эрмитаж-Сибирь»
Центр «Эрмитаж-Сибирь» расположен в бывшем здании страхового общества «Саламандра». 1913–1914.
Фото: Центр «Эрмитаж-Сибирь»

Великая сибирская река была настоящей отдушиной для самого знаменитого «гостя» западносибирской столицы — Федора Достоевского. Четыре года — с 1850-го по 1854-й — писатель провел в Омске на каторге (кстати, жил он в том самом недавно раскопанном остроге). Стоя у крепостных Тобольских ворот, политзаключенный Достоевский вдыхал влажный воздух Иртыша, вглядываясь в степь с казахскими кибитками на противоположном берегу. В наши дни кусочек берега у Тобольских ворот — обязательный пункт паломнического маршрута любителей и исследователей творчества писателя. Вместо кибиток можно полюбоваться на жилые многоэтажки.

Памятников Достоевскому в городе не было долго, зато сейчас их три. В 2000 году был установлен первый — выразительный монумент из сварного металла «Крест несущий» скульптора Александра Капралова. Год спустя рядом с историческим зданием гауптвахты (1781) и Воскресенским военным собором возник еще один, более классический Федор Михайлович Сергея Голованцева. Наконец, в 2021 году, к 200-летию писателя, открыли работу того же Александра Капралова: израненный орел прорывается на свободу сквозь каторжную дверь (аллегорический сюжет основан на реальном эпизоде, описанном в «Записках из Мертвого дома»).

Достоевский (удивительное дело!) не любил Омск — впрочем, не только потому, что для него он был тюрьмой. «Омск — гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал», — скупое и точное описание степного фронтира в резко континентальной климатической области. За последние полтора века город существенно позеленел. Например, в центре две трети пространства между улицами Ленина (бывший Чернавинский проспект) и Гагарина (Второй извоз) занято скверами. В одном из них стоит единственный в стране памятник Михаилу Врубелю, который родился и провел три первых года жизни в Омске. Скульптуру открыли в 2006 году. Автор Михаил Ногин изобразил Врубеля, восходящего по ступеням с альбомом и карандашом в руках, художник выронил лист с изображением шестикрылого серафима. Смотрит бронзовый Врубель на здание бывшего городского торгового корпуса — сегодня в нем расположен Врубелевский корпус Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля.

Успенский кафедральный собор (1898), главный храм Омской епархии.  Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори
Успенский кафедральный собор (1898), главный храм Омской епархии.
Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори

У музея достойная коллекция: Айвазовский, Шишкин, Гончарова, Кандинский. Но особенно здесь гордятся триптихом Врубеля «Цветы» — это единственное его произведение в Сибири. «Желтые розы», «Хризантемы» и «Розы и лилии» должны были украсить потолок над парадной лестницей московского особняка на Поварской улице. Художник писал их в 1894 году для Елизаветы Дункер, дочки известного предпринимателя и коллекционера Дмитрия Боткина и племянницы Афанасия Фета. (Известен ее портрет работы Ильи Репина.) Когда национализированные после революции произведения искусства распределялись по регионам, первый директор омского музея Федор Мелёхин в 1927 году сделал все, чтобы триптих Врубеля оказался на родине художника.

Не все приезжие знают, что Омск — третья столица России. Именно здесь с июня 1918 по ноябрь 1919 года обосновался адмирал Александр Колчак, объявивший себя верховным правителем, а Омск — столицей Белой России. Местные гиды и музейщики рассказывают об этом без особого вдохновения, тем не менее в краеведческом музее уголок, посвященный Колчаку, все же есть.

Конкуренцию Достоевскому, Врубелю и Колчаку в сердцах омичей составляет обычный сантехник. Самым фотографируемым объектом города экскурсоводы называют скульптуру «Сантехник Степаныч». В 1998 году памятник обаятельному работяге, выглядывающему из люка, установили на центральной пешеходной улице Ленина. Уменьшенную копию-сувенир можно увезти домой. Говорят, приносит спокойствие в дом, оберегая от протечек. 


Дом Гриневицкого

Один из самых примечательных объектов модерна был построен в 1914 году по проекту безусловно талантливого архитектора, имени которого история не сохранила. Окна здания подчеркнуто разной формы, в том числе одно в виде замочной скважины. В Гражданскую войну дом занимал министр финансов Александра Колчака, а сегодня здесь генеральное консульство Республики Казахстан.

Дом Гриневицкого.  Фото: Галина Хорошман / Фотобанк Лори
Дом Гриневицкого.
Фото: Галина Хорошман / Фотобанк Лори


«Люба»

Один из неофициальных символов города, этот трогательный памятник работы скульптора Сергея Норышева появился в 1999 году и посвящен Любови Федоровне фон Гасфорд (1829–1852), жене губернатора Омска. Она скончалась от чахотки, не прожив в Омске и года, но оставила после себя добрую память, сохранившуюся в народной топонимике города (Любина роща, Любинский проспект).

Скульптура «Люба». Авторы И.Вахитов, С.Норышев, архитектор А.Каримов.  Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Скульптура «Люба». Авторы И.Вахитов, С.Норышев, архитектор А.Каримов.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости


Воскресенский военный собор

Старейший каменный храм Омска, ровесник второй городской крепости, был освящен в 1773 году. В нем молились каторжник Федор Достоевский и будущий император Николай II, служил литургию Иоанн Кронштадтский. Здесь крестили маленького Мишу Врубеля. После революции храм ветшал, а в 1958 году его снесли. В 2016-м, к 300-летию Омска, Воскресенский собор был восстановлен.

Воскресенский военный собор.  Фото: Валерий Долженко/Соборы.ру
Воскресенский военный собор.
Фото: Валерий Долженко/Соборы.ру


Дом Штумпфа

С 1991 года здесь находится музей патриарха сибирской живописи Кондратия Белова (1900–1988). Дом, построенный предпринимателем Филиппом Штумпфом в 1901 году, носит все приметы русского стиля, вдохновленного допетровской деревянной архитектурой. В советское время в доме располагались коммунальные квартиры. Белов еще при жизни выбрал себе этот дом под музей и тем самым спас его от разрушения и сноса.

Дом Штумпфа.  Фото: Музей Кондратия Белова
Дом Штумпфа.
Фото: Музей Кондратия Белова
Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+