18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Сиены привезли в Нью-Йорк по кусочкам

Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе». Фото: The Frick Collection
Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе».
Фото: The Frick Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Метрополитен-музей представил необычайно большую и качественную подборку живописи и скульптуры из города, пережившего пик могущества в XIV веке. Такие выставки случаются раз в поколение, и то — если повезет

Летом 1311 года сиенский живописец Дуччо завершил работу над своим единственным подписанным произведением — величественной алтарной картиной «Маэстá» для собора в родном городе. Это было настолько важное событие, что все горожане отложили работу, взяли в руки свечи и колокола и присоединились к праздничной процессии, которая доставила картину из мастерской художника в храм.

Несколько дошедших до нас фрагментов «Маэста» стали центральными экспонатами выставки в Метрополитен-музее — самой большой и качественной подборки живописи и скульптуры из Сиены XIV века, которую выпал шанс увидеть нашему поколению.

Выставку подготовили куратор Метрополитен-музея Стефан Вологоян и Кэролайн Кэмпбелл, ранее куратор лондонской Национальной галереи, а теперь директор Национальной галереи Ирландии. Оба они входят в небольшой кружок экспертов, впервые задумавшихся об эпохальной экспозиции ранней сиенской живописи еще лет семь назад.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Тогда эта затея казалась почти неосуществимой. Дело в том, что в 1771 году «Маэста» разобрали на части, 33 фрагмента были проданы и в итоге оказались в 10 разных коллекциях. Кроме того, многие из представленных на выставке работ, в том числе изысканное «Святое семейство» (1342) Симоне Мартини, в XIX веке приобретенное в муниципальное собрание Ливерпуля, прежде не покидали стен своих музеев.

Весной следующего года «Сиена» отправится в лондонскую Национальную галерею, которая предоставила на выставку несколько важных работ, в том числе триптих Дуччо «Богоматерь с Младенцем и святыми Домиником и Ауреей» (около 1312–1315).

Главное достижение кураторов заключается в том, что им удалось убедить коллекционеров и реставраторов выставить фрагменты «Маэста» без рам и витрин с климат-контролем. Это дает посетителям возможность оценить техническую изобретательность автора в таких сюжетах, как, например, сюрреалистичное «Искушение Христа на горе» из Коллекции Фрика. В этом фрагменте «Маэста» Христос и дьявол, энергично жестикулируя, прогуливаются по вершинам холмов, застроенных миниатюрными городами.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Именно Дуччо, вместе со своим флорентийским соперником Джотто, окончательно отказался от позолоченной плоскости византийского портрета и открыл для живописи новые ракурсы и оптическую перспективу. Вдвойне приятно видеть, что Дуччо поставил свои таланты на службу бурному воображению, а не чистой геометрической точности.

Многие из экспонатов выставки первоначально были созданы по заказу — либо для Сиенского собора, либо как объекты для домашнего почитания на виллах тосканской элиты. Пространство выставки не содержит отсылок ни к первому, ни ко вторым. Мрачное и сдержанное, оно ощущается, скорее, как надежное хранилище. Лаконичные стены почти полностью выкрашены в черный, лишь с небольшими белыми вкраплениями, отсылающими к цветам сиенского флага, а мягкое точечное освещение работ напоминает театральную сцену.

Полиптих Симоне Мартини, изображающий пятерых святых, в том числе сокрушенного раскаянием святого Петра и несгибаемого святого Ансана — покровителя Сиены, обезглавленного по приказу императора Диоклетиана, великолепно исполнен и находится в безупречной сохранности.

Хотя и жаль, что центральную панель «Маэста», изображающую Богородицу на троне, инкрустированном мрамором и мозаикой, не удалось привезти из сиенского Музея произведений искусства собора, нельзя не отметить другую вошедшую в экспозицию алтарную картину — «Полиптих Тарлати» (1320) кисти Пьетро Лоренцетти из церкви Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо. Центральная композиция здесь сопровождается увлекательным сюжетным обрамлением.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

В Сиене Деву Марию почитали не только как Царицу Небесную, но и как защитницу города, поскольку считалось, что она вмешалась в битву при Монтаперти в 1260 году, в которой уступающие по численности сиенские гарнизоны разгромили флорентийских противников. Но даже Богоматерь не смогла защитить от пришедшей позже беды: в 1348 году город, в то время находившийся на пике могущества, поразила эпидемия бубонной чумы. За семь месяцев Сиена потеряла половину своего населения, в том числе погибли Пьетро Лоренцетти и его младший брат, тоже художник, Амброджо Лоренцетти. К тому времени были мертвы и Дуччо, и Мартини, покинувший Сиену ради службы при папском дворе в Авиньоне.

Хотя Флоренция пострадала от чумы не меньше, вскоре Флорентийская республика возродилась и лишь окрепла, а приток нового торгового капитала вместе с церковными заказами способствовал формированию класса ремесленников, что проложило путь для Фра Анджелико и Донателло. Это приближает нас к главному тезису выставки: как только удачное стечение обстоятельств превращает город в процветающий центр искусств, такие непредвиденные силы, как эпидемия, могут столь же быстро уничтожить его. Выставка предоставляет редкую возможность заглянуть в целый мир, в котором все было прекрасно — пока не закончилось.

Метрополитен-музей
«Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350»
До 26 января

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+