18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры Сиены привезли в Нью-Йорк по кусочкам

Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе». Фото: The Frick Collection
Дуччо ди Буонинсенья. «Искушение Христа на горе».
Фото: The Frick Collection
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Метрополитен-музей представил необычайно большую и качественную подборку живописи и скульптуры из города, пережившего пик могущества в XIV веке. Такие выставки случаются раз в поколение, и то — если повезет

Летом 1311 года сиенский живописец Дуччо завершил работу над своим единственным подписанным произведением — величественной алтарной картиной «Маэстá» для собора в родном городе. Это было настолько важное событие, что все горожане отложили работу, взяли в руки свечи и колокола и присоединились к праздничной процессии, которая доставила картину из мастерской художника в храм.

Несколько дошедших до нас фрагментов «Маэста» стали центральными экспонатами выставки в Метрополитен-музее — самой большой и качественной подборки живописи и скульптуры из Сиены XIV века, которую выпал шанс увидеть нашему поколению.

Выставку подготовили куратор Метрополитен-музея Стефан Вологоян и Кэролайн Кэмпбелл, ранее куратор лондонской Национальной галереи, а теперь директор Национальной галереи Ирландии. Оба они входят в небольшой кружок экспертов, впервые задумавшихся об эпохальной экспозиции ранней сиенской живописи еще лет семь назад.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Тогда эта затея казалась почти неосуществимой. Дело в том, что в 1771 году «Маэста» разобрали на части, 33 фрагмента были проданы и в итоге оказались в 10 разных коллекциях. Кроме того, многие из представленных на выставке работ, в том числе изысканное «Святое семейство» (1342) Симоне Мартини, в XIX веке приобретенное в муниципальное собрание Ливерпуля, прежде не покидали стен своих музеев.

Весной следующего года «Сиена» отправится в лондонскую Национальную галерею, которая предоставила на выставку несколько важных работ, в том числе триптих Дуччо «Богоматерь с Младенцем и святыми Домиником и Ауреей» (около 1312–1315).

Главное достижение кураторов заключается в том, что им удалось убедить коллекционеров и реставраторов выставить фрагменты «Маэста» без рам и витрин с климат-контролем. Это дает посетителям возможность оценить техническую изобретательность автора в таких сюжетах, как, например, сюрреалистичное «Искушение Христа на горе» из Коллекции Фрика. В этом фрагменте «Маэста» Христос и дьявол, энергично жестикулируя, прогуливаются по вершинам холмов, застроенных миниатюрными городами.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

Именно Дуччо, вместе со своим флорентийским соперником Джотто, окончательно отказался от позолоченной плоскости византийского портрета и открыл для живописи новые ракурсы и оптическую перспективу. Вдвойне приятно видеть, что Дуччо поставил свои таланты на службу бурному воображению, а не чистой геометрической точности.

Многие из экспонатов выставки первоначально были созданы по заказу — либо для Сиенского собора, либо как объекты для домашнего почитания на виллах тосканской элиты. Пространство выставки не содержит отсылок ни к первому, ни ко вторым. Мрачное и сдержанное, оно ощущается, скорее, как надежное хранилище. Лаконичные стены почти полностью выкрашены в черный, лишь с небольшими белыми вкраплениями, отсылающими к цветам сиенского флага, а мягкое точечное освещение работ напоминает театральную сцену.

Полиптих Симоне Мартини, изображающий пятерых святых, в том числе сокрушенного раскаянием святого Петра и несгибаемого святого Ансана — покровителя Сиены, обезглавленного по приказу императора Диоклетиана, великолепно исполнен и находится в безупречной сохранности.

Хотя и жаль, что центральную панель «Маэста», изображающую Богородицу на троне, инкрустированном мрамором и мозаикой, не удалось привезти из сиенского Музея произведений искусства собора, нельзя не отметить другую вошедшую в экспозицию алтарную картину — «Полиптих Тарлати» (1320) кисти Пьетро Лоренцетти из церкви Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо. Центральная композиция здесь сопровождается увлекательным сюжетным обрамлением.

Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.  Фото: Eileen Travell/The Met
Выставка «Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350». Метрополитен-музей.
Фото: Eileen Travell/The Met

В Сиене Деву Марию почитали не только как Царицу Небесную, но и как защитницу города, поскольку считалось, что она вмешалась в битву при Монтаперти в 1260 году, в которой уступающие по численности сиенские гарнизоны разгромили флорентийских противников. Но даже Богоматерь не смогла защитить от пришедшей позже беды: в 1348 году город, в то время находившийся на пике могущества, поразила эпидемия бубонной чумы. За семь месяцев Сиена потеряла половину своего населения, в том числе погибли Пьетро Лоренцетти и его младший брат, тоже художник, Амброджо Лоренцетти. К тому времени были мертвы и Дуччо, и Мартини, покинувший Сиену ради службы при папском дворе в Авиньоне.

Хотя Флоренция пострадала от чумы не меньше, вскоре Флорентийская республика возродилась и лишь окрепла, а приток нового торгового капитала вместе с церковными заказами способствовал формированию класса ремесленников, что проложило путь для Фра Анджелико и Донателло. Это приближает нас к главному тезису выставки: как только удачное стечение обстоятельств превращает город в процветающий центр искусств, такие непредвиденные силы, как эпидемия, могут столь же быстро уничтожить его. Выставка предоставляет редкую возможность заглянуть в целый мир, в котором все было прекрасно — пока не закончилось.

Метрополитен-музей
«Сиена. Расцвет живописи. 1300–1350»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+