18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям

Имя любого знакового русского художника обязательно вызывает ассоциации с одной-двумя его работами. Брюллов — «Последний день Помпеи» и «Всадница», Репин — «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы», Врубель — «Царевна Лебедь» и «Демон», Малевич… можно не продолжать. Виктор Васнецов (1848–1926) — художник хрестоматийный, из «Родной речи» для начальных классов, две главные коннотации к его имени — это «Аленушка» и «Богатыри». Первый сюжет, изображающий печальную девушку на берегу пруда, популярен на шкатулках и другой продукции народных промыслов. Второй, который в народе более известен как «Три богатыря», завоевал кондитерскую упаковку, причем там могут быть изображены совсем не Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, но первородство именно за ними.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Государственный Русский музей подготовил юбилейный проект, стремясь показать реальный портрет Виктора Васнецова с помощью 120 произведений из своего собрания, а также из Третьяковской галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, Государственного музея истории религии, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В.Д.Поленова, из других государственных музеев и частных коллекций. Художника записывали то в правоверные передвижники, то в истовые иконописцы, то в убежденные фольклористы. На самом деле творчество Васнецова оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям. Его лавры предтечи символизма и основателя неорусского стиля (не смешивать с русским стилем Ивана Ропета и Николая Басина) никто не оспаривает. Аргументы в пользу Васнецова очевидны: росписи Владимирского собора в Киеве и церковь Спаса в Абрамцеве.

В биографии Виктора Васнецова, не богатой на события, есть несколько важных узлов. В 18 лет он бросает учебу в Вятской духовной семинарии и с «десятью рублями в кармане» отправляется в Петербург. Долго учится в Академии художеств, однако диплома так и не получает.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Но быстро (благодаря «Аленушке» — это про народные песни, «Богатырям» — это про былины, где персонажи могли иметь реальных прототипов, — и «Ковру-самолету» с жар-птицей — сказка в чистом виде) у Васнецова появляется имя в искусстве. В 35 лет он получает государственный заказ на создание фриза «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Существует легенда, что первоначально художник задумал изобразить там охоту на медведя, но потом сменил зверя на мамонта — в честь Саввы Мамонтова, своего мецената и друга. Эта работа сделала художника известным в профессиональных кругах.

После росписей Владимирского собора с пронзительным образом «Богоматерь с Младенцем» имя Васнецова узнали на просторах всей Российской империи. Новый, ХХ век художник встретил созданием эскизов мозаик для храма Спаса на Крови в Петербурге и нового фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве. Последней крупной монументальной работой стали картина «Страшный суд» и эскизы мозаик — все для Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном.

После 1917 года Виктор Васнецов работал над серией «Поэма семи сказок», куда вошли такие картины, как «Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Кащей Бессмертный» и другие.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Почти все названные работы представлены на выставке, которая начинается с «передвижнического» Васнецова. Самое известное полотно этого периода — «С квартиры на квартиру». Кто хотя бы немного знаком с историей-географией Петербурга, понимает, что проход полунищих старика со старухой по Дворцовой набережной крайне маловероятен. Но художнику важно сыграть на контрасте, показав стариков на фоне «надменного» Петропавловского собора. Для любителей портретного жанра важно увидеть изображение Веры Мамонтовой, повзрослевшей серовской «Девочки с персиками», а также дивный графический портрет Ивана Крамского, который кочует с одной выставки на другую, но не приедается.

Важными для проекта являются показ большого (178 на 98 см) графического эскиза «Богоматерь с Младенцем», эскиза «Крещение Руси» и живописного эскиза неосуществленной росписи «Всадники Апокалипсиса» — все три для киевского Владимирского собора. 

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Не забыты любители фольклора, для них — «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна Несмеяна». За весь театральный цех могла бы ответить одна картина «Снегурочка». Но показаны также эскизы костюмов к операм Даргомыжского «Русалка» и Римского-Корсакова «Снегурочка».

Финал выставки напрашивался сам собой. Дизайн головного убора служителя Феодоровского Государева собора с двуглавым орлом на тулье разработал Васнецов. Существует легенда, что именно эта суконная шапка послужила прообразом буденовки. Впрочем, архивисты уверены, что настоящую буденовку создавали Борис Кустодиев и еще несколько художников, Васнецова среди них не было.

Государственный Русский музей
«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+