18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям

Имя любого знакового русского художника обязательно вызывает ассоциации с одной-двумя его работами. Брюллов — «Последний день Помпеи» и «Всадница», Репин — «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы», Врубель — «Царевна Лебедь» и «Демон», Малевич… можно не продолжать. Виктор Васнецов (1848–1926) — художник хрестоматийный, из «Родной речи» для начальных классов, две главные коннотации к его имени — это «Аленушка» и «Богатыри». Первый сюжет, изображающий печальную девушку на берегу пруда, популярен на шкатулках и другой продукции народных промыслов. Второй, который в народе более известен как «Три богатыря», завоевал кондитерскую упаковку, причем там могут быть изображены совсем не Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, но первородство именно за ними.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Государственный Русский музей подготовил юбилейный проект, стремясь показать реальный портрет Виктора Васнецова с помощью 120 произведений из своего собрания, а также из Третьяковской галереи, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых, Государственного музея истории религии, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В.Д.Поленова, из других государственных музеев и частных коллекций. Художника записывали то в правоверные передвижники, то в истовые иконописцы, то в убежденные фольклористы. На самом деле творчество Васнецова оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям. Его лавры предтечи символизма и основателя неорусского стиля (не смешивать с русским стилем Ивана Ропета и Николая Басина) никто не оспаривает. Аргументы в пользу Васнецова очевидны: росписи Владимирского собора в Киеве и церковь Спаса в Абрамцеве.

В биографии Виктора Васнецова, не богатой на события, есть несколько важных узлов. В 18 лет он бросает учебу в Вятской духовной семинарии и с «десятью рублями в кармане» отправляется в Петербург. Долго учится в Академии художеств, однако диплома так и не получает.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Но быстро (благодаря «Аленушке» — это про народные песни, «Богатырям» — это про былины, где персонажи могли иметь реальных прототипов, — и «Ковру-самолету» с жар-птицей — сказка в чистом виде) у Васнецова появляется имя в искусстве. В 35 лет он получает государственный заказ на создание фриза «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Существует легенда, что первоначально художник задумал изобразить там охоту на медведя, но потом сменил зверя на мамонта — в честь Саввы Мамонтова, своего мецената и друга. Эта работа сделала художника известным в профессиональных кругах.

После росписей Владимирского собора с пронзительным образом «Богоматерь с Младенцем» имя Васнецова узнали на просторах всей Российской империи. Новый, ХХ век художник встретил созданием эскизов мозаик для храма Спаса на Крови в Петербурге и нового фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве. Последней крупной монументальной работой стали картина «Страшный суд» и эскизы мозаик — все для Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном.

После 1917 года Виктор Васнецов работал над серией «Поэма семи сказок», куда вошли такие картины, как «Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Кащей Бессмертный» и другие.

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Почти все названные работы представлены на выставке, которая начинается с «передвижнического» Васнецова. Самое известное полотно этого периода — «С квартиры на квартиру». Кто хотя бы немного знаком с историей-географией Петербурга, понимает, что проход полунищих старика со старухой по Дворцовой набережной крайне маловероятен. Но художнику важно сыграть на контрасте, показав стариков на фоне «надменного» Петропавловского собора. Для любителей портретного жанра важно увидеть изображение Веры Мамонтовой, повзрослевшей серовской «Девочки с персиками», а также дивный графический портрет Ивана Крамского, который кочует с одной выставки на другую, но не приедается.

Важными для проекта являются показ большого (178 на 98 см) графического эскиза «Богоматерь с Младенцем», эскиза «Крещение Руси» и живописного эскиза неосуществленной росписи «Всадники Апокалипсиса» — все три для киевского Владимирского собора. 

Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» в Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Не забыты любители фольклора, для них — «Витязь на распутье», «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна Несмеяна». За весь театральный цех могла бы ответить одна картина «Снегурочка». Но показаны также эскизы костюмов к операм Даргомыжского «Русалка» и Римского-Корсакова «Снегурочка».

Финал выставки напрашивался сам собой. Дизайн головного убора служителя Феодоровского Государева собора с двуглавым орлом на тулье разработал Васнецов. Существует легенда, что именно эта суконная шапка послужила прообразом буденовки. Впрочем, архивисты уверены, что настоящую буденовку создавали Борис Кустодиев и еще несколько художников, Васнецова среди них не было.

Государственный Русский музей
«Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+