18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве

Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.  Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Иван Хруцкий. «Натюрморт со свечой». 1870-е.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов

В биографии Ивана Хруцкого (1810–1885), белорусского и русского художника, много белых пятен: он не оставил ни воспоминаний, ни дневников. Большую часть жизни Хруцкий был очень востребован и продуктивен, но на склоне лет отошел от живописи. Много работал для церкви — однако почти ничего из этого наследия не сохранилось. Сейчас известно около сотни его работ, рассеянных по музеям на всем пространстве бывшей Российской империи.

«Айвазовский цветов и плодов» — так называли современники художника. Действительно, более всего он известен именно натюрмортами, хотя писал и портреты, и жанровые сцены.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Ян Хруцкий родился в Витебской губернии. Получил хорошее образование и в Академию художеств в Петербурге приехал уже оттачивать мастерство. Среди его учителей был портретист Джордж Доу, блестящие академики Карл Брюллов и Федор Бруни. В портретах Хруцкого можно найти и влияние Василия Тропинина — впрочем, каких только влияний не найдешь в его работах, так что этот путь не продуктивен. Хруцкий (уже переименовавшись из Яна в Ивана Фомича) обладает своей собственной манерой — суховатой, но обаятельной. На выставке представлены образцы всех жанров в его творчестве, исключая религиозную живопись. «Одной из жемчужин экспозиции будет впервые демонстрируемый публике „Портрет неизвестного“ из ГИМа, — рассказывает куратор Анна Корндорф. — Специально к выставке фонд In artibus и его основательница Инна Баженова оплатили реставрацию „Портрета детей“ — работы Хруцкого из Курской картинной галереи им. А.А.Дейнеки».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Но все же трудно спорить с тем, что самыми привлекательными в творчестве художника остаются натюрморты. Начинал он со скромных работ с фруктами, а на пике карьеры писал обильные композиции с цветами и символическими предметами. Характерный пример — показанная на выставке одна из самых большеформатных композиций художника «Овощная лавка». Это единственное произведение Хруцкого, приобретенное Академией художеств.

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

«Мастер так прекрасно, так обманчиво для глаз раскинул своею мастерскою кистью целые букеты, корзины цветов и плодов. Тут есть даже стаканы с водой для запивания фруктов, как делают люди хорошего тона, и есть ножи для резания фруктов, как делают люди, не умеющие их есть. Тут… есть жизнь своего рода, жизнь растительная, одушевление аппетитное», — так писал о картинах Ивана Хруцкого многотиражный ежемесячный журнал «Библиотека для чтения» в 1839 году. И художник пользовался своей славой: на выставке показаны две вариации его самого знаменитого «Натюрморта со свечой (лорнетом)» 1839 года, написанного аж восемь раз. «Долгое время художнику не хватало отличительного предмета — вещи, которая была бы присуща только его работам, — говорит Анна Корндорф. — Он нашел его в фаянсовом кувшине завода Поскочина, который изобразил в целом ряде композиций и который не только на полотнах, но и собственной персоной предстанет на выставке».

Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.  Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus
Выставка «Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого» в фонде In artibus.
Фото: Антон Галецкий / Фонд In artibus

Так же любим Иваном Хруцким был жанр «девушки с корзиной». А уже уехав из Петербурга в имение Захарничи близ Полоцка, он много писал собственных детей. Они, например, рассматривают альбом с картинками на полотне «В комнате» из Третьяковской галереи, которое являет собой образец редкого для России стиля бидермейер. Всего на выставке в московском фонде In artibus представлено 20 произведений, собранных из полутора десятков коллекций, в том числе из Национального музея Республики Беларусь в Минске.

Фонд In artibus
«Гимн „тихой жизни“ Ивана Хруцкого»
До 30 марта

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+