18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лувр посвятил выставку шутам и безумцам

Акваманил «Аристотель и Филлис».  Фото: The Metropolitan Museum of Art
Акваманил «Аристотель и Филлис».
Фото: The Metropolitan Museum of Art
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло более 300 произведений из почти сотни мировых собраний, анализирующих тему фигуры «дурака» в позднем Средневековье и ее роли в наступлении современности

Королевские шуты и деревенские блаженные, ярмарочные кривляки и благородные безумцы, сраженные творческой или любовной мукой, — персонаж «дурак» был и остается невероятно популярным в искусстве, так что пришлось разбить выставку на множество разделов.

Впервые образ безумца появляется в иллюминированных рукописях раннего Средневековья как синоним варвара, отвергающего Бога: он обнажен или оборван, держит в руках дубинку. Священное Писание давало художникам много тем, тезис «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» породил фигуру блаженного, одевавшегося как нищий и проповедовавшего птицам. В XIII веке в рыцарских романах развивалась тема безумия от любви, которой противопоставлялась низкая похоть, воплощением ее выступал шут. Он же вклинивается между эросом (любовью) и танатосом (смертью), чтобы обличить тщету плотской любви, обреченной на смерть: это было темой многочисленных произведений. При королевских дворах различали «естественных дураков», то есть простодушных, и «искусственных дураков», остроумных шутов.

Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.  Фото: The Phoebus Foundation
Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.
Фото: The Phoebus Foundation

К закату Средневековья дурак был вездесущ: он появлялся на шпалерах во дворцах и в резьбе в храмах, в живописи и в гравюрах. Настоящий триумф шут испытал в эпоху Возрождения, без этого нелепого персонажа невозможно себе представить картины ни Босха, ни Брейгеля. В XVII–XVIII веках изображения шута в европейском искусстве встречаются реже, а в эпохи, ставшие свидетелями господства разума и просвещения, вовсе не было места для придворных шутов. XIX век породил интерес к «сну разума» и психиатрии, а безумец стал фигурой не комической, но, как правило, трагической.

Всего выставка в зале Наполеона представляет около 300 произведений из 90 французских, европейских и американских музеев.

Лувр
«Фигура дурака. От Средних веков до эпохи романтизма»
До 3 февраля

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+