18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лувр посвятил выставку шутам и безумцам

Акваманил «Аристотель и Филлис».  Фото: The Metropolitan Museum of Art
Акваманил «Аристотель и Филлис».
Фото: The Metropolitan Museum of Art
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В экспозицию вошло более 300 произведений из почти сотни мировых собраний, анализирующих тему фигуры «дурака» в позднем Средневековье и ее роли в наступлении современности

Королевские шуты и деревенские блаженные, ярмарочные кривляки и благородные безумцы, сраженные творческой или любовной мукой, — персонаж «дурак» был и остается невероятно популярным в искусстве, так что пришлось разбить выставку на множество разделов.

Впервые образ безумца появляется в иллюминированных рукописях раннего Средневековья как синоним варвара, отвергающего Бога: он обнажен или оборван, держит в руках дубинку. Священное Писание давало художникам много тем, тезис «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» породил фигуру блаженного, одевавшегося как нищий и проповедовавшего птицам. В XIII веке в рыцарских романах развивалась тема безумия от любви, которой противопоставлялась низкая похоть, воплощением ее выступал шут. Он же вклинивается между эросом (любовью) и танатосом (смертью), чтобы обличить тщету плотской любви, обреченной на смерть: это было темой многочисленных произведений. При королевских дворах различали «естественных дураков», то есть простодушных, и «искусственных дураков», остроумных шутов.

Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.  Фото: The Phoebus Foundation
Мастер 1537 года. «Безумец, смотрящий сквозь пальцы». Около 1547.
Фото: The Phoebus Foundation

К закату Средневековья дурак был вездесущ: он появлялся на шпалерах во дворцах и в резьбе в храмах, в живописи и в гравюрах. Настоящий триумф шут испытал в эпоху Возрождения, без этого нелепого персонажа невозможно себе представить картины ни Босха, ни Брейгеля. В XVII–XVIII веках изображения шута в европейском искусстве встречаются реже, а в эпохи, ставшие свидетелями господства разума и просвещения, вовсе не было места для придворных шутов. XIX век породил интерес к «сну разума» и психиатрии, а безумец стал фигурой не комической, но, как правило, трагической.

Всего выставка в зале Наполеона представляет около 300 произведений из 90 французских, европейских и американских музеев.

Лувр
«Фигура дурака. От Средних веков до эпохи романтизма»
До 3 февраля

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+