18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Серебряная парча и кружево — опять как при государыне

Специалисты Музеев Кремля не только отреставрировали облачение императрицы, но и устранили некоторые ошибки, возникшие в ходе прежних работ.  Фото: Музеи Московского Кремля
Специалисты Музеев Кремля не только отреставрировали облачение императрицы, но и устранили некоторые ошибки, возникшие в ходе прежних работ.
Фото: Музеи Московского Кремля
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше

В Оружейной палате Московского Кремля сохранилась уникальная по полноте коллекция драгоценного текстиля Романовых. Причиной тому стал указ Петра Великого от 1718 года, в котором тот распорядился изготовить дубовые шкафы, чтобы «царские венцы и платье и все вещи устроить явственно за стеклы». А через два года новый указ объявил это древлехранилищем царской семьи. Традиционно после коронаций наряды монархов не разбирались на «запчасти», а сохранялись как реликвии — что весьма украсило выставку 2013 года «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле». Впрочем, чем ближе к нашим дням создавались подобные наряды, тем лучше они сохранялись. Так что коронационное платье Александры Федоровны 1826 года — это первое женское облачение XIX века, дошедшее до нас полностью и в относительно неплохой сохранности.

справка
Что за фасон был у платья императрицы

Коронационный комплект состоит из двух частей: платья и шлейфа, скроенных по моде середины 1820-х годов. Историки моды отмечают, что его короткие рукава с буфами имитируют разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI века, то есть говорят об увлечении романтизма предшествующими историческими эпохами. При этом здесь же рудиментарные рукава-ленты à la boyard, спускающиеся от плеч; они свидетельствуют о том, что перед нами «русское придворное платье» в его новой модификации. Наряд выполнен из серебряной глазетовой ткани, украшенной объемной серебряной вышивкой в виде венков из лилий и роз. Императрица Александра Федоровна надевала его на помазание на царство ее мужа Николая I в Успенском соборе Московского Кремля 22 августа 1826 года.

Еще…

Правда, и это платье все же потребовало внимания реставраторов. Хотя на упомянутой выставке 2013 года его надели на манекен и показывали публике, было очевидно, что больше так делать не стоит и платью необходима серьезная реставрация. Она стартовала десять лет тому назад, но, как уточнили нашему изданию реставраторы Музеев Кремля, конечно же, нельзя сказать, что она «длилась десять лет»: работа шла с перерывами, по мере поступления новой информации и необходимых материалов, а также наличия у мастеров времени, свободного от других задач (например, подготовки экспонатов к выставкам).

Реставраторы восстановили объемную вышивку, так как цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты. Фото: Музеи Московского Кремля
Реставраторы восстановили объемную вышивку, так как цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты.
Фото: Музеи Московского Кремля

Когда платье разложили на столе, оказалось, что придется серьезно потрудиться. Во-первых, вышитые объемные цветы были сильно деформированы, местами поломаны, многие имели значительные утраты. Необходимо было придумать методику, как именно восстанавливать эти цветы, за счет объема раньше выглядевшие весьма натуралистично, как укреплять разрушенную вышивку. По словам реставраторов, эта вышивка — уникальная в своем роде. Ее объемность создана с помощью материала под названием «бить» (сплющенная тонкая проволока, плоская металлическая нить). «Я ремонтировала каждый цветочек по отдельности: разбирала по деталям, выпрямляла смятую проволоку, дублировала недостающие элементы, собирала обратно — все очень кропотливо. К счастью, в наших фондах сохранились остатки старинных тканей и нитей, которые подходили по фактуре и цвету, и поэтому я их использовала для цветков», — рассказывает заведующая сектором реставрации тканей в Музеях Кремля Елена Мухер.

Во-вторых, по краю шлейфа (его длина 3,28 м!) на валике был орнамент, также украшенный вышивкой на проволоке. Примерно две трети его тоже оказалось утрачено, а кружево на верхней части шлейфа обветшало. Тут возникла самая большая сложность. В запасах реставраторов не нашлось исторической ткани, которой можно было бы восполнить утраты, поэтому реставратор тканей Александра Рябцева использовала полупрозрачную реставрационную ткань, на которую красками нанесли рисунок, а затем сверху наложили валик и орнамент. То, что тут нет парчи, можно заметить, только прямо уткнувшись носом.

По краю шлейфа был восстановлен орнамент, украшенный вышивкой на проволоке. Фото: Музеи Московского Кремля
По краю шлейфа был восстановлен орнамент, украшенный вышивкой на проволоке.
Фото: Музеи Московского Кремля

Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно — прямо на застежку и шнуровку (видимо, при одной из предыдущих реставраций его прикрепили на ошибочное место). При этом следы его прежнего крепления были четко видны. Кружево сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть. Так что прежние фотографии платья — в том, что касается кружева, — устарели.

Вдобавок при взгляде на платье и при сравнении его с аналогичными по покрою одеяниями 1820-х годов становилось ясно, что изначально у него имелся пояс, ныне утраченный. Более того, на талии остались специальные проколы и два крючка. Как выглядел этот пояс? Реставраторам помогло то, что в гатчинском дворце, который после убийства Павла I его вдова сделала своей постоянной резиденцией, сохранились многие ее личные вещи. В том числе платье из серебряной парчи, в котором вдовствующая Мария Федоровна присутствовала на коронации своего второго сына. Этот наряд, как бы сейчас сказали, «явно делал тот же дизайнер», что и костюм невестки. Фасон пояса в Музеях Кремля скопировали с гатчинского. Его выполнили из современной ткани. «Мы подобрали максимально похожую шелковую ткань, имитирующую глазет. И перекрыли ее прозрачной реставрационной тканью, которая подходит по фактуре. Получилось близко к оригиналу», — говорит Александра Рябцева.

Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно. Его сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть. Фото: Музеи Московского Кремля
Было очевидно, что кружево на задней части платья пришито неправильно. Его сняли, очистили, продублировали, восполнили небольшие утраты и прикрепили туда, где оно должно было быть.
Фото: Музеи Московского Кремля

«А вот с воздействием времени мы ничего поделать не можем, — констатирует Елена Мухер. — Глазет выполнен из серебряной нити. На поверхности серебра появляются окислы, так называемая патина. Ткань становится не такой блестящей, какой была первоначально. Состояние нити зависит от условий, в которых находился предмет. Часть платья, которая закрыта шлейфом, сохранила свой первоначальный блеск». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+