18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова

Виктор Попков. «Воспоминания. Вдовы». 1966. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Виктор Попков. «Воспоминания. Вдовы». 1966.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?

Есть нечто мистическое в том, что ретроспектива Виктора Попкова случилась именно сейчас, когда вектор развития искусства переживает странные виражи, заново расставляя акценты, пересматривая устоявшиеся термины и формулируя запросы на будущее. Последний раз Государственная Третьяковская галерея делала большую выставку художника на Крымском Валу в 2001 году. Кроме того, была еще крупная выставка в 2014-м, показанная, помимо Москвы, в Венеции и Лондоне. Обстоятельства сложились так, что нынешняя ретроспектива выпала на 50-летие со дня смерти «сурового» мастера, который погиб в 42 года. На самом деле Третьяковка не подгадывала под скорбную дату, просто появились финансовые возможности — благодаря поддержке энергохолдинга «Эн+» Олега Дерипаски, который теперь владеет Братской ГЭС, и коллекционера Ольги Ярутиной, издателя The Art Newspaper Russia, которая помогла с публикацией каталога-монографии. Планировали собрать произведения Виктора Попкова из 60 мест. В итоге не все задуманное удалось привезти в Москву. Например, из отдаленного Сахалинского областного художественного музея вывезти в столицу удивительно нежный по колориту «Розовый вечер» (1964) не вышло. В итоге в экспозиции работы из 12 музейных и 7 частных собраний. И все же впервые более 200 произведений Виктора Попкова встретились в одном пространстве, составив пронзительное повествование о судьбе и творчестве художника.

Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Эпиграфом к выставке стал короткометражный фильм режиссера Артемия Фурмана, где ученик Виктора Попкова, его племянник Юрий, делится очень личными переживаниями от утраты учителя и родственника. Сам Юрий лежал в больнице, когда узнал, что дядю убили, и не сразу поверил в это. На девятый день ему приснился сон, будто Виктор жив, но ослеп, а Юрий водит его по храму, рассказывая об изображениях святых вокруг. Тема предчувствия смерти и поиска баланса между «духом сомненья» и «духом чистым», как писал Пушкин в «Ангеле», проходит сквозь всю экспозицию, оформленную в приглушенных серых и синих тонах. В первом, круглом и просторном, зале зритель окружен, словно в чистом поле, хрестоматийными — и не очень — произведениями на трудовые темы. На самом видном месте картина «На работу», где девушка и юноша радостно несутся на мотоцикле. Эта известная вещь написана в 1961 году, когда молодой выпускник Московского художественно-графического педагогического училища (МХГПУ) только заявил о себе.

Здесь же самая растиражированная монументальная работа Виктора Попкова «Строители Братска» (1960–1961), созданная после командировки на комсомольскую стройку Братской ГЭС.

Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Полотно экспонировалось на всесоюзной выставке в московском Манеже и в следующем году вошло в коллекцию Третьяковской галереи. Оно стало этапным не только для Виктора Попкова, но и для истории советской живописи. Рабочих Попков изображает не в процессе труда, а как бы предстоящими перед нами — словно на иконах. Это не тот соцреализм, к которому приучили прежнее поколение, нет на этих лицах плакатной улыбки, но есть в них глубина, мощь и сила. Эти, по сути, маленькие люди оказываются большими и значимыми и смотрят на нас немного сверху вниз, но без чувства превосходства, а, скорее, принимая свой труд как миссию. В советской истории искусства подобные сюжеты называли «суровым стилем». Попков считается одним из его главных героев — наряду с Гелием Коржевым, Павлом Никоновым и Таиром Салаховым. Однако в подводке к выставке вы не найдете этого термина. По словам одного из ее кураторов, Анны Маполис, с термином «суровый стиль» нужно быть осторожными.

«Виктор Попков не такой уж суровый, как показывает эта выставка, но он какой-то очень народный. Здесь вы можете найти его эскизы, быстрые и очень живые. В них есть энергия, которой бурлил автор. Ни по палитре, ни по тематике Попкова, особенно в его зрелый, последний период творчества, к „суровому“ отнести никак нельзя. Само понимание „сурового стиля“ еще не сформулировано до конца, мы не можем до конца определить ни временные границы этого явления, ни главных действующих лиц. Виктор Попков — шестидесятник, который, как и многие его современники, переживал свою трансформацию», — рассказывает Анна Маполис.

Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Менее известные работы Попкова, выставленные рядом со «Строителями Братска», это подтверждают. Взять хотя бы картину «Весна в депо», где огромные колеса поезда, что протирает рабочий, походят на сочные арбузы, а перед трудовой сценкой возникает веточка молодого дуба. Кажется, именно он, только уже окрепший и по-осеннему красный, вырастает в могучее древо на последней монументальной картине художника «Хорошим человеком была бабка Аксинья», которая стала для него не только этапной, но и пророческой. В ней читается предчувствие скорого конца.

Между картинами трудового толка, которые принесли славу и заказы художнику из простой, рабочей семьи, выросшему без отца, и его картиной-завещанием можно идти разными путями, разбирая внутренний мир мастера. Много здесь аналитических автопортретов, поделенных на разделы «Мой день» и «Ночь»: художник словно пытается поймать своих внутренних ангела и демона. Вот он загорает в одних плавках на крыше, наблюдая за проносящимися мимо белыми голубями (птицы станут частым символом на его полотнах). Вот стоит среди белой зимы за мольбертом, а старушка рядом смотрит на него впалыми черными глазницами (считается, что это мать художника Степанида Ивановна, которой суждено было пережить сына). Вот Попков в той же желтой лыжной шапке, его лицо и туловище прорезает оконный свет, оставляя большую часть силуэта в теневой серой зоне. А вот его отрубленную голову держит полупрозрачный призрак ангела, а бездыханное тело лежит рядом, напоминая трагический ветхозаветный сюжет.

Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Другим Виктор Попков открывается в пейзажной серии, собранной в основном из частных коллекций — Михаила Дорофеева, Владимира Некрасова, Андрея Филатова, Ольги Ярутиной. Знаменитый «вдовий цикл» иначе смотрится рядом с натурными карандашными зарисовками, очень живыми и яркими. Удивительно, как художник трансформирует увиденные лица в почти истлевшие от горя мумии на больших полотнах. Непривычны картины, запечатлевшие детали убранства деревенских домов. В «Голубом интерьере» на фоне лазурных обоев почти иконные фотографии обитателей жилища, на другом холсте — под названием «Супружеская фотография» — дореволюционные лица смотрят с черно-белого снимка светящимися голубыми огоньками. Есть в этой документальности потаенный мистический символизм. Особняком стоит и черно-белая серия линогравюр из собрания сына художника, Алексея и ГТГ — угловатая, лаконичная, загадочная. Цикл «Двое» погружает в сложные отношения мужчины и женщины: за спокойными, статичными позами читается буря эмоций. Отдельный сюжет — в трио работ, в которых фоном становится лоскутное одеяло. В одно из них «вшиты» фотография семьи Кеннеди, снимок Земли из космоса и фрагмент фрески Джотто с поцелуем Иуды. На фоне другого полотна — пожилая женщина с угасающим лицом. В третье, словно пазлы, «вклеены» иконка, веточка дуба, букет цветов и сюжет с отстранившимися друг от друга влюбленными.

В разделе «У Белого моря», очерчивающем обширную географию путешествий художника, выделена одноименная картина с опять же мистическим сюжетом. На фоне черно-белого неба, прорезанного следами самолетов и оттого напоминающего занавес, упавший могильный крест, корова, будто бы не мычащая, а воющая, и маленькая сгорбленная фигурка художника за мольбертом — в углу.

Вместе с этими хтоническими работами есть совершенно радостные, залитые яркими цветом и светом, как, например, «Тетя Нюша с кошкой» или новогодняя сцена в фиолетовых тонах. Сам Виктор Попков описывал свой художественный метод выражением «трагичность радостная». Что, вероятно, точнее ярлыка «суровости».

Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Виктора Попкова в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В финале пути зритель оказывается перед ротондой с картиной «Хороший человек была бабка Анисья». Похоронный сюжет в красных тонах, наполненный символизмом и метафорами, стал одной из вершин творчества художника. Говорят, именно такие слова он хотел услышать на собственных похоронах. Попков писал картину несколько лет. В 1974-м она была выставлена в Доме художника на Кузнецком Мосту. В день своей смерти, 12 ноября, он водил друзей в выставочный зал. Оттуда они отправились в кафе. Из заведения на Тверской решили переместиться в мастерскую на Фрунзенской набережной. Художник принял черную «Волгу» за такси, а это оказалась инкассаторская машина. В ответ на грубый отказ подвезти ответил так же: Попков за словом в карман не лез. Результатом словесной перепалки стала пуля, которая попала 42-летнему Виктору прямо в сонную артерию. Истекающего кровью художника спасти не смогли. Дело не сразу, но расследовали, инкассаторы получили срок.

После смерти Попкова в его мастерской на мольберте нашли пасторальный сюжет, посвященный Александру Пушкину. Картина «Осенние дожди» не подписана, но считается законченной. Поэт с закрытыми глазами «обозревает» степи и леса в Михайловском. Виктор Попков приезжал туда за год до смерти, осенью 1973-го. Впервые картина была показана все в том же Доме художника на Кузнецком Мосту — во время гражданской панихиды. Невольная аналогия между двумя роковыми выстрелами принесла ей широкую известность. В уголке полотна виднеется силуэт белой лошади, который возникал прежде и в других работах. Этот мотив мало походит на известные произведения с рабочими, как и многое из представленного на ретроспективе. Эту метафору еще предстоит переосмыслить, считают кураторы Татьяна Карпова и Анна Маполис, чтобы заново прочитать историю художника и снять с его творчества советские ярлыки.

Государственная Третьяковская галерея, Корпус на Кадашёвской набережной
«Виктор Попков. 1932–1974»
До 11 мая

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+