18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Алексей Куклин: «У нас с Белютиным больше отличий, чем сходства, но мышление наше похоже»

Алексей Куклин.  Фото: Сергей Кравцов
Алексей Куклин.
Фото: Сергей Кравцов

В Суздале идет выставка «Морской узел». Алексей Куклин рассказал, как в ней соединились его работы с произведениями Элия Белютина. Художники-абстракционисты принадлежат к разным поколениям, но не чужды друг другу: оба исследуют возможности цвета

Куратор Андрей Бартенев соединил в одном пространстве — экспериментальной выставочной платформе «Ларец» в Суздале — произведения двух художников. Один — классик неформального искусства, создатель студии «Новая реальность» Элий Белютин (1925–2012), другой — наш современник, 26-летний Алексей Куклин. Работы Белютина из МИРА коллекции и созданный Куклиным в суздальской арт-резиденции новый цикл картин дополняют друг друга, чтобы явить собой пример противоречивости и преемственности абстрактной живописи.

«Пишите не то, что видите, а то, что при этом испытываете. Создавайте не подобие реальности, а всю сложность переживаний, которыми в момент рисования пылаете!» — говорил Белютин. А что говорит Алексей Куклин?

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Работая в рамках резидентской программы МИРА, вы уже знали, что это будет как-то связано с Белютиным — или идея пришла постфактум?

В рамках резиденции МИРА я уже знал, что будет совместная выставка с Элием Белютиным. У «Ларца», как и у любой выставочной площадки, есть выставочный план, так что этот проект был запланирован точно больше чем за полгода. Решалась только дата моего заезда в резиденцию. Но хочу сказать, что в процессе подготовки эскизов и работы со скульптурой я никак не ориентировался на Белютина. Мне было важно сохранить свою идентичность, показать свое какое-то мастерство и непосредственно за счет этого провести эти линии, которые запланировал Бартенев для выставки: через сопоставление меня и Белютина посмотреть, как развивается русское абстрактное искусство.

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Как Андрей Бартенев объяснял вам свою кураторскую идею?

К сожалению, не помню, в каких точно словах, но примерно в феврале Андрей рассказал мне, что хочет подготовить выставку «Куклин — Белютин». Думаю, он увидел модули Белютина и сопоставил их с моими… Можно сказать, что у меня тоже модули, так как я компоную свои композиции из определенных геометрических фигур, чтобы и получить что-то новое. Я отнесся к этой идее очень позитивно, для меня это был такой эксперимент и вызов... Очень интересно было посмотреть, как на одной стене, в одном зале будут смотреться холсты Белютина и мои.

Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Выставка «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

Что вы знали о творчестве Белютина до участия в этом проекте? Если знали.

На самом деле я мало что знал о нем. Я, конечно же, читал о выставке в Манеже, где он принимал участие, но познакомился с его теорией контактности, с модульной живописью уже ближе к лету этого года. Мне было важно сохранить свою идентичность, поэтому я сильно не погружался поначалу в творчество Белютина, для того чтобы на выставке не было фактически переосмысления его живописи. Мне все-таки хотелось — и Андрею тоже — сохранить элемент противопоставления. Чтобы в процессе просмотра выставки у зрителя была возможность увидеть и какие-то общие черты, и то, чем мы отличаемся.

Алексей Куклин на выставке «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.  Фото: Сергей Кравцов
Алексей Куклин на выставке «Морской узел». Выставочная платформа «Ларец», Суздаль.
Фото: Сергей Кравцов

А какие, по-вашему, у вас с ним точки соприкосновения? Что бы вы сказали ему, если бы представилась такая возможность?

Наверное, точки соприкосновения находятся как раз в его теории контактности. Мне тоже очень важно своими цветовыми решениями, геометрическими построениями форм задействовать именно чувственные эмоции зрителя. Я в своих полотнах нарочито ухожу от предметности, от первичного визуального восприятия. То есть я отсекаю ассоциативные образы, в том числе не давая названия своим работам — я их нумерую. Все это для того, чтобы зритель фокусировался непосредственно на опыте.

Мне интересен Белютин. Я бы точно хотел поприсутствовать на его лекциях, занятиях в его студии. Вынести свое полотно к тем самым абрамцевским березам и поработать с ним вместе. На данный момент я все же вижу у нас больше отличий, чем сходства, но мышление наше похоже. И хотя мы — два художника из абсолютно разного времени, мне греет душу то, что мы оба увлечены абстрактным искусством.

Выставочная платформа «Ларец»
«Морской узел»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
7
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+