18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мадагаскар создает свою арт-сцену (почти) с нуля

Культурный центр, принадлежащий фонду H, приобрел чрезвычайную популярность среди жителей столицы Мадагаскара.  Фото: Fabio Thierry/Fondation H
Культурный центр, принадлежащий фонду H, приобрел чрезвычайную популярность среди жителей столицы Мадагаскара.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Два предпринимателя продвигают искусство в одной из беднейших стран мира. Проблем перед ними немало, но оптимизма с энтузиазмом тоже хватает. Среди главных задач — строительство новых институций и поддержка местных художников

Мадагаскар — четвертый по величине остров в мире, а также одна из беднейших стран. Ее население составляет около 29 млн человек, и только у половины есть доступ к чистой воде, а у 20 млн в домах нет электричества. По данным Всемирного банка, три четверти населения острова живут за чертой бедности.

На фоне всего этого искусство может показаться несущественным. Тем не менее два здешних предпринимателя задались целью создать местную художественную сцену практически с нуля. Один из них — Хассанейн Хириджи, который в 2023 году открыл художественное пространство под названием «Фонд H», где сейчас проходит уже вторая выставка — «Память, рассказы о другой истории» (до 28 февраля), объединяющая работы 22 малагасийских и других африканских художников. Второй энтузиаст — Хаснайн Явархуссен, чья некоммерческая организация Hakanto Contemporary также поддерживает местных художников и делает выставки произведений молодых авторов в пространстве площадью 500 кв. м в офисных зданиях к югу от столицы, Антананариву, также известной как Тана. Этой осенью Hakanto переезжает в более просторное помещение в центре города. Оба бизнесмена — наследники крупных компаний, работающих в энергетике, недвижимости, коммуникациях и других отраслях: Axian — в случае Хириджи, Filatex — у Явархуссена.

В художественном пространстве «Фонд H» проходит уже вторая выставка, объединяющая работы малагасийских и других африканских художников. Фото: Fabio Thierry/Fondation H
В художественном пространстве «Фонд H» проходит уже вторая выставка, объединяющая работы малагасийских и других африканских художников.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H

На Мадагаскаре, который до 1960 года был французской колонией, нет ни собственной художественной школы, ни музеев, ни мест сосредоточения современного искусства, хотя в Тане все же работает небольшой частный музей фотографии. Имеется в городе и пара галерей, Is’Art и Flow, но местным художникам все равно приходится нелегко. Премия Paritana, учрежденная в 2017 году фондом H, призвана им помочь: программа предлагает финансовую поддержку и право на арт-резиденцию в Париже.

У фонда есть небольшое выставочное пространство во французской столице, но штаб-квартира находится в Тане, в здании колониальной эпохи, отреставрированном архитектурным бюро Architecture Otmar Dodel. На кирпичном особняке, построенном в 1910-х годах, до сих пор видна надпись «Центральный почтамт». Минуя внутренний двор с зарослями тропических растений, попадаешь в выставочные залы площадью 2,2 тыс. кв. м. Небольшая библиотека с изданиями по искусству, по-видимому, единственное подобное место в Тане. Фонд пользуется популярностью: только за первые десять месяцев после открытия его посетило уже более 110 тыс. человек. Вход сюда бесплатный, здание открыто для всех.

Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры. По окончании программы выдаются сертификаты государственного образца. Местные авторы Ричианни Ратово и Мат Ли прошли несколько таких курсов. «Деятельность двух новых фондов, безусловно, приведет к повышению уровня профессионализма среди коллег, — говорит Ратово. — 90% художников на Мадагаскаре — самоучки, многие из них никак и нигде не представлены».

Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры.  Фото: Fabio Thierry/Fondation H
Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H

Исключением из этого правила стал Темандрота (при рождении Рандри-ахасандратра Разафимандимби), который получил первую премию Paritana в 2017 году и сейчас представлен в лондонской галерее 50 Golborne. Он вспоминает, как десять лет назад начинал с выставок в отелях и во Французском институте; выйти на новый уровень ему помогло несколько программ арт-резиденций во Франции и Южной Африке.

Другой фонд, Hakanto, весной открыл небольшую выставку молодых художников. Ее курировал художник Жоэль Андрианомеарисоа, который представлял Мадагаскар на Венецианской биеннале 2019 года — благодаря поддержке фондов H и Hakanto. Правда, в этом году страна не участвует в биеннале.

Рассказывая о своем фонде, Хассанейн Хириджи говорит: «У нас большие надежды в отношении нашего арт-проекта; мы хотим, чтобы он развивался, становился более активным, обогащал свою программу и укреплял всю экосистему искусства в стране». И, оглядывая историческое здание, в котором расположена его штаб-квартира, произносит: «Это то, чем был Мадагаскар, и то, чем Мадагаскар должен стать!».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+