18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мадагаскар создает свою арт-сцену (почти) с нуля

Культурный центр, принадлежащий фонду H, приобрел чрезвычайную популярность среди жителей столицы Мадагаскара.  Фото: Fabio Thierry/Fondation H
Культурный центр, принадлежащий фонду H, приобрел чрезвычайную популярность среди жителей столицы Мадагаскара.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Два предпринимателя продвигают искусство в одной из беднейших стран мира. Проблем перед ними немало, но оптимизма с энтузиазмом тоже хватает. Среди главных задач — строительство новых институций и поддержка местных художников

Мадагаскар — четвертый по величине остров в мире, а также одна из беднейших стран. Ее население составляет около 29 млн человек, и только у половины есть доступ к чистой воде, а у 20 млн в домах нет электричества. По данным Всемирного банка, три четверти населения острова живут за чертой бедности.

На фоне всего этого искусство может показаться несущественным. Тем не менее два здешних предпринимателя задались целью создать местную художественную сцену практически с нуля. Один из них — Хассанейн Хириджи, который в 2023 году открыл художественное пространство под названием «Фонд H», где сейчас проходит уже вторая выставка — «Память, рассказы о другой истории» (до 28 февраля), объединяющая работы 22 малагасийских и других африканских художников. Второй энтузиаст — Хаснайн Явархуссен, чья некоммерческая организация Hakanto Contemporary также поддерживает местных художников и делает выставки произведений молодых авторов в пространстве площадью 500 кв. м в офисных зданиях к югу от столицы, Антананариву, также известной как Тана. Этой осенью Hakanto переезжает в более просторное помещение в центре города. Оба бизнесмена — наследники крупных компаний, работающих в энергетике, недвижимости, коммуникациях и других отраслях: Axian — в случае Хириджи, Filatex — у Явархуссена.

В художественном пространстве «Фонд H» проходит уже вторая выставка, объединяющая работы малагасийских и других африканских художников. Фото: Fabio Thierry/Fondation H
В художественном пространстве «Фонд H» проходит уже вторая выставка, объединяющая работы малагасийских и других африканских художников.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H

На Мадагаскаре, который до 1960 года был французской колонией, нет ни собственной художественной школы, ни музеев, ни мест сосредоточения современного искусства, хотя в Тане все же работает небольшой частный музей фотографии. Имеется в городе и пара галерей, Is’Art и Flow, но местным художникам все равно приходится нелегко. Премия Paritana, учрежденная в 2017 году фондом H, призвана им помочь: программа предлагает финансовую поддержку и право на арт-резиденцию в Париже.

У фонда есть небольшое выставочное пространство во французской столице, но штаб-квартира находится в Тане, в здании колониальной эпохи, отреставрированном архитектурным бюро Architecture Otmar Dodel. На кирпичном особняке, построенном в 1910-х годах, до сих пор видна надпись «Центральный почтамт». Минуя внутренний двор с зарослями тропических растений, попадаешь в выставочные залы площадью 2,2 тыс. кв. м. Небольшая библиотека с изданиями по искусству, по-видимому, единственное подобное место в Тане. Фонд пользуется популярностью: только за первые десять месяцев после открытия его посетило уже более 110 тыс. человек. Вход сюда бесплатный, здание открыто для всех.

Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры. По окончании программы выдаются сертификаты государственного образца. Местные авторы Ричианни Ратово и Мат Ли прошли несколько таких курсов. «Деятельность двух новых фондов, безусловно, приведет к повышению уровня профессионализма среди коллег, — говорит Ратово. — 90% художников на Мадагаскаре — самоучки, многие из них никак и нигде не представлены».

Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры.  Фото: Fabio Thierry/Fondation H
Фонд H взял на себя также образовательную миссию и проводит бесплатные семинары, среди которых, например, программа Ainga, помогающая художникам с практическими аспектами карьеры.
Фото: Fabio Thierry/Fondation H

Исключением из этого правила стал Темандрота (при рождении Рандри-ахасандратра Разафимандимби), который получил первую премию Paritana в 2017 году и сейчас представлен в лондонской галерее 50 Golborne. Он вспоминает, как десять лет назад начинал с выставок в отелях и во Французском институте; выйти на новый уровень ему помогло несколько программ арт-резиденций во Франции и Южной Африке.

Другой фонд, Hakanto, весной открыл небольшую выставку молодых художников. Ее курировал художник Жоэль Андрианомеарисоа, который представлял Мадагаскар на Венецианской биеннале 2019 года — благодаря поддержке фондов H и Hakanto. Правда, в этом году страна не участвует в биеннале.

Рассказывая о своем фонде, Хассанейн Хириджи говорит: «У нас большие надежды в отношении нашего арт-проекта; мы хотим, чтобы он развивался, становился более активным, обогащал свою программу и укреплял всю экосистему искусства в стране». И, оглядывая историческое здание, в котором расположена его штаб-квартира, произносит: «Это то, чем был Мадагаскар, и то, чем Мадагаскар должен стать!».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+