18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На ярмарке |catalog| сделают акцент на новые имена

Ярмарка |catalog|.  Фото: Варвара Топленникова
Ярмарка |catalog|.
Фото: Варвара Топленникова
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

В третьей ярмарке |catalog|, которая пройдет с 6 по 8 декабря в историческом здании типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице в Москве, примут участие 55 российских галерей

Каждая из 55 галерей-участниц третьей ярмарки |catalog| должна представить на стенде минимум одного молодого художника.

|catalog| — ярмарка, инициированная Ассоциацией галерей в лице основателей галерей 11.12, a–s–t–r–a, Triumph Александра Шарова, Алины Крюковой, Дмитрия Ханкина и основательницы Центра современного искусства «Винзавод» Софьи Троценко. По словам организаторов, «каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме».

Ярмарка |catalog|. Фото: Николай Казеев
Ярмарка |catalog|.
Фото: Николай Казеев

В отличие от других ярмарок, в том числе международных, где площадь и расположение стенда зависят от его стоимости и известности галереи, |catalog| практикует новый, более демократичный подход к экспонированию: все участвуют на равных условиях, а места распределяются методом жеребьевки. Так что, будет ли галерея представлена в самой выигрышной локации или на краю географии, зависит лишь от удачи галериста.

Также организаторы не ограничивают количество авторов на стенде (обычно единовременно можно представить не более трех-пяти художников), однако, по концепции, весной институции представляют хедлайнеров-тяжеловесов, а зимой упор делается на новые имена. В списке галерей также довольно много не успевших примелькаться зрителю названий: например, Центр современного искусства № 9, Deep List, Shift.

Предтечей и пробным шаром |catalog| стала прошедшая в декабре 2022 года на «Винзаводе» «Маленькая зимняя ярмарка», прозванная галеристами МЗЯ (к слову, участники очень веселились, когда кто-то предложил назвать следующее мероприятие «Большой летней ярмаркой»). Зимняя ярмарка позволила обкатать все рабочие процессы и масштабировать проект, представив его в декабре 2023 года на новой площадке в центре Москвы.

Ярмарка |catalog|.  Фото: Дмитрий Цой
Ярмарка |catalog|.
Фото: Дмитрий Цой

Здание бывшей типографии Сытина, известное также как Первая образцовая типография, построенное в начале XX века по проекту архитектора Адольфа Эрихсона и при участии инженера Владимира Шухова, до появления там Ассоциации галерей находилось в плачевном состоянии. Несмотря на неоднократные перестройки, дом сохранил облик начала прошлого столетия и является примером промышленной архитектуры того времени. Специально для ярмарки были обновлены коммуникации и интерьеры. В первом выпуске |catalog| приняли участие более 30 галерей, занявших анфиладу нижнего этажа. Ярмарка была благосклонно встречена и ключевыми игроками арт-рынка, и широкой публикой. Многие отмечали, что, вопреки новым тенденциям ярмарок — интегрировать искусство в интерьерный дизайн, проект в типографии продемонстрировал именно срез отечественного совриска.

Там же дебютировал ставший в итоге постоянным специальный проект Fresh Talents, который показывает начинающих художников, пока не представленных крупными галереями. В первом выпуске на стенде демонстрировались работы студентов «Открытых студий» «Винзавода», во втором — «Свободных мастерских» ММОМА. В этом году выборку свежих талантов представит Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко.

Отмечается, что многие произведения со стенда Fresh Talents по итогам двух ярмарок попали как в частные собрания именитых коллекционеров, так и в музейные институции. Куратором традиционно выступает заместитель директора по выставочной деятельности Мультимедиа Арт Музея Анна Зайцева, стоявшая у истоков проекта.

Ярмарка |catalog|.  Фото: Дмитрий Цой
Ярмарка |catalog|.
Фото: Дмитрий Цой

Второй выпуск ярмарки весной этого года был еще более репрезентативен. Он занял два этажа, в нем участвовали 54 галереи с работами более 200 художников, среди которых Гаянэ Аветисян, Дмитрий Врубель, Владимир Дубосарский, Комар и Меламид, Ирина Корина, Катя Муромцева, Слава Нестеров, Гоша Острецов, Александр Повзнер, Саша Пучкова, Айдан Салахова, Валерий Чтак и многие другие. По информации пресс-службы, за четыре дня работы ярмарку посетило более 10 тыс. человек, а подавляющее большинство галерей (50 из 54) совершили продажи и в среднем каждая галерея-участница заключила от 5 до 12 сделок.

В целом динамика роста как столичного, так и регионального арт-рынка вселяет оптимизм во всех участников процесса. Появляется все больше начинающих коллекционеров — и совсем юных, и зрелого возраста, а количество ярмарок растет в геометрической прогрессии. Помимо |catalog|, за последние два года уже дважды с успехом прошли крупные новые ярмарки в регионах — «Контур» в Нижнем Новгороде и 1703 в Санкт-Петербурге, а этим летом дебютировала первая сибирская ярмарка современного искусства Scan Fair в Красноярске.

Просветительская программа |catalog| включает ряд лекций и дискуссий о сотрудничестве бизнеса и искусства, принципах и проблемах ценообразования и культуре коллекционирования. А в рамках проекта Cinematica композитор Глеб Андрианов подготовил специальные плейлисты для каждого дня, демонстрирующие новый формат интеграции музыки в жизнь ярмарки.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+