18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В научном кубометре расцвела болотная кассандра

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде проходит совместная выставка Пушкинского музея, Томского государственного университета и художника Василия Кононова-Гредина «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых»

Заключительная часть сложной, долгой и многозадачной научно-художественной коллаборации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Томского государственного университета и художника Василия Кононова-Гредина эффектно экспонируется в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. В просторном затемненном ангаре собран ярко освещенный изнутри выставочный «белый куб», куда через входной проем проникают зрители. В самом центре выставочного помещения на нержавеющих распорках установлен прозрачный кубический аквариум с верхним автоматическим поливом. Внутри — главный фигурант всей этой научно-художественной истории — кубометр Васюганского болота во всей возможной на гастролях полноте бытия: сверху — мох сфагнум, под ним — слоями торф, и чем глубже, тем более гнилостного вида.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Центральный объект проекта «Болотоведение» дополняется с одной стороны настенной линейкой желтоватых архивных слайдов с видами болота разных лет, а с другой — «путевым дневником» художника: сосновая шишка, конструктор Lego, кость вымершего носорога — случайные предметы, найденные Василием Кононовым-Грединым во время экспедиций, размещены в стенных нишах наподобие музейных как представляющие ценность для автора. Последний штрих в углу — корявая сварная абстракция из обрезков труб, оставшихся после изготовления центральной конструкции.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Суть всего предприятия, как говорили на открытии и куратор проекта, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина Дарья Колпашникова, и сам художник, в коммуникации между людьми и людьми, между людьми и нелюдьми, то бишь нечеловеческим агентом — болотом, и вообще в коммуникации всего со всем. Это же суть современного искусства, не так ли? Научная практика не сводится к коммуникации, поэтому ученым-болотоведам сперва было нелегко, потребовалось время, чтобы современное искусство каким-то образом вписалось в их картину мира. «Поначалу я ничего не знал о болотах, а ученые посмеивались над современным искусством. Мне пришлось прочесть в Томском государственном университете лекцию об искусстве, о „Черном квадрате“ в том числе», — вспоминает Василий Кононов-Гредин. Это важно, «Черный квадрат» — эстетический референс болотоведения. Конечно, после объяснений художника ученые прониклись пониманием и сочувствием и оказывали ему посильную помощь.

В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Но давайте по порядку. В междуречье Оби и Иртыша есть одно из самых больших в мире болот — Васюганское, крупнейшая экосистема в Сибири, которая оказывает существенное влияние на климат всей планеты. Дело в том, что болота эффективно изымают из атмосферы углерод, избыток которого, по нынешним представлениям климатологов, одна из причин глобального потепления. Ученые-болотоведы в ТГУ давно изучают васюганский биогеоценоз. Но кто бы узнал о значении и важности их биологических штудий, если бы сеть филиалов ГМИИ им. А.С.Пушкина не дотянулась до Томска? И если бы между университетом и музеем не было многолетних партнерских отношений?

Ученые-болотоведы в Томском государственном университете давно изучают васюганский биогеоценоз. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ученые-болотоведы в Томском государственном университете давно изучают васюганский биогеоценоз.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Результатом почти двухлетних коллективных действий ведущих исследователей из Томского госуниверситета и творческих мук художника стал первый опыт команды Пушкинского музея в области science-art, состоящий из трех наукоемких инсталляций Василия Кононова-Гредина, вдохновленных трудом ученых-болотоведов. Причем, по замыслу автора, каждая из инсталляций должна так или иначе приносить пользу науке. И не только в качестве рекламы научных достижений российских биологов, но и буквально стать экспериментальной площадкой.

В пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Осенью 2024 года в пойме реки Обь, на границе Васюганских болот, рядом с научно-исследовательской базой «Кайбасово», была построена световая инсталляция. По словам автора, гексагон со сторонами примерно по 20 м («созвездие, заблудившееся в болотной тундре»), состоящий из семи фонарей (седьмой — в центре), работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло. Поскольку ученые не возражают против подобной трактовки, поверим автору на слово. Кроме того, этот ленд-арт в течение года «демонстрирует колебания объема солнечной энергии». Иными словами, зимой светится меньше, летом дольше. Рискнем предположить, что в летнее время полезное многофункциональное созвездие привлечет светом фонарей гнусных инсектов, досаждающих ученым на ближайшей базе, тем самым поспособствует выживанию науки в крупнейшем болоте Сибири.

Гексагон со сторонами примерно по 20 м, состоящий из семи фонарей, работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гексагон со сторонами примерно по 20 м, состоящий из семи фонарей, работающих от солнечных панелей, позволит ученым наблюдать, как болота аккумулируют тепло.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Во второй, экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ. Теперь ученые могут не только медитировать рядом с ландшафтной инсталляцией в виде черного заболоченного квадрата под ногами, но и наблюдать за процессом приживления и прирастания болота, попутно размышляя над проблемой восстановления ранее осушенных болот. «Обводнение ранее осушенных болот помогает предотвращать лесные пожары и бороться с выбросами парниковых газов», — подтверждает наши опасения Татьяна Романенкова, старший менеджер по климатическим инициативам и углеродному регулированию компании СИБУР, при поддержке которой реализуется «Болотоведение».

В экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ. Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина
В экспериментальной части проекта художник извлек фрагмент болота и пересадил его на почву Сибирского ботанического сада ТГУ.
Фото: Сергей Юферов/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Третья часть выдающегося проекта — кубометр живого Васюганского болота в прозрачном «экзоскелете», оснащенном датчиками, воздвигнутый в арт-пространстве ЦЕХ*. А также документальный фильм о мытарствах художника в болотистом краю и несравненной красоте родимых трясин. С прилагающейся ко всему этому просветительской программой «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Нижнем Новгороде, Москве и Томске. И кстати, каждый зритель может принять посильное участие в научном эксперименте и коллективном творении новых торфяных захоронений углекислого газа в интерактивной скульптуре художника Василия Кононова-Гредина.

Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*. Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород
Выставка «Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых» в Мультимедиа-арт-пространстве ЦЕХ*.
Фото: Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ, Нижний Новгород

Чтобы оставить свой след в «болотном искусстве», достаточно просто прийти на выставку и дышать. Сфагнум в прозрачном аквариуме фильтрует и перерабатывает выдыхаемую вами углекислоту, потом превращается в торф и тем самым сохраняет и удерживает часть молекул, побывавших в ваших легких. А то, что процесс идет и болото в ящике живет и дышит нами, подтверждают маленькие белые цветы кассандры, «болотного мирта», распустившиеся прямо на открытии выставки на глазах у многочисленных свидетелей художественно-научного эксперимента.

Мультимедиа-арт-пространство ЦЕХ*, Нижний Новгород
«Болотоведение. Совместное исследование художников и ученых»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+