18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века

Рукопись начала XV века, не поддающаяся прочтению, пользуется славой самого загадочного манускрипта в истории и уже давно не дает покоя исследователям. Фото: Manuscript Library at Yale University
Рукопись начала XV века, не поддающаяся прочтению, пользуется славой самого загадочного манускрипта в истории и уже давно не дает покоя исследователям.
Фото: Manuscript Library at Yale University
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел

Исследовательница, изучающая мультиспектральные снимки знаменитого манускрипта Войнича, обнаружила на его первой странице остававшиеся до сих пор незамеченными столбцы букв. Судя по всему, эти три столбца на правом поле — два с буквами латинского алфавита и один с непонятными знаками, которыми написан кодекс, — добавил один из первых владельцев рукописи.

«Я, наверное, даже вскрикнула, когда увидела эти маргиналии, — рассказывает исполнительный директор Американской академии медиевистики Лиза Фейгин Дэвис, изучившая почти утраченную надпись. — Здорово, когда удается соотнести загадочные записи с конкретным человеком, особенно если нам известно, как в данном случае, каким образом этот человек связан с рукописью».

Исследовательница, изучающая мультиспектральные снимки знаменитого манускрипта Войнича, обнаружила на его первой странице остававшиеся до сих пор незамеченными столбцы букв. Фото: Manuscript Library at Yale University
Исследовательница, изучающая мультиспектральные снимки знаменитого манускрипта Войнича, обнаружила на его первой странице остававшиеся до сих пор незамеченными столбцы букв.
Фото: Manuscript Library at Yale University

Рукопись начала XV века, не поддающаяся прочтению, пользуется славой самого загадочного манускрипта в истории и уже давно не дает покоя исследователям. Одни эксперты полагают, что ее необычные символы представляют собой шифр, код или искусственный язык с собственной письменностью, другие считают ее позднесредневековой мистификацией. «Лингвисты и криптологи продолжают применять к тексту самые изощренные методы анализа в надежде выявить скрытые закономерности, но пока безрезультатно, — объясняет Дэвис. — Чем больше у нас будет дополнительных данных вроде тех, что обнаружили эти снимки, тем больше надежды на прогресс».

Лиза Фейгин Дэвис обнаружила утраченные буквы благодаря технике мультиспектральной визуализации, позволяющей выявить выцветшие записи и даже стертый текст. Команда межинституционального проекта Lazarus Project, базирующегося в Рочестерском университете в штате Нью-Йорк, получила мультиспектральные изображения десяти страниц рукописи Войнича еще в 2014 году, а недавно дала Дэвис разрешение на их публикацию.

Исследовательница изучила почерк, которым были написаны утраченные буквы, и сопоставила его с почерком людей, о которых либо доподлинно известно, либо предполагается, что они когда-то имели отношение к манускрипту. Наиболее похожим оказался почерк пражского врача Йоханнеса Маркуса Марци, в собственности которого рукопись находилась с 1662 по 1665 год. «Поскольку несколько букв латинского алфавита на поле были видны невооруженным глазом, я ожидала, что обработка мультиспектральных изображений просто обнаружит остальную часть алфавита, — рассказывает медиевист. — То, что они написаны в три столбца и что их оказалось достаточно для того, чтобы идентифицировать почерк, стало для меня неожиданностью».

Первая страница манускрипта (фрагмент) не выглядела самой интересной из всех и находок не предвещала.  Фото: Wikimedia Commons
Первая страница манускрипта (фрагмент) не выглядела самой интересной из всех и находок не предвещала.
Фото: Wikimedia Commons

Дэвис предполагает, что Марци либо пытался расшифровать текст, используя сочетание двух подстановочных шифров, либо разрабатывал собственный шифр на основе символов рукописи. Как бы то ни было, в 1665 году владелец манускрипта отправил его в Рим знаменитому ученому-иезуиту Афанасию Кирхеру, полагая, что у того больше шансов на успех. Дальнейшая судьба рукописи оставалась неизвестной до 1912 года, когда ее обнаружил торговец редкими книгами Вильфред Войнич, муж знаменитой писательницы. Сейчас манускрипт хранится в Библиотеке редких книг и рукописей Бейнеке при Йельском университете в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.

«Рукопись находилась в собственности Марци всего три года, и до недавнего времени мы ничего не знали о том, что он с нею делал, кроме того, о чем сам написал в письме Кирхеру, — рассказывает Дэвис. — Новая информация расширяет наши знания не только об интересе Марци к рукописи, но и о нем самом как представителе круга пражских интеллектуалов его эпохи».

Вероятно, дальнейшее изу­чение мультиспектральных изображений позволит получить новую информацию. «На других снимках тоже заметен выцветший текст, — отмечает Дэвис, — и значит, нас еще ждут открытия». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+