18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский антикварный салон отмечает юбилей

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Главная российская ярмарка антиквариата пройдет в 50-й раз — с 27 ноября по 1 декабря. Ее темой стало «Наследие», а к старому искусству присоединились дизайн и ювелирное искусство

«Фундамент цивилизованного арт-рынка России» — так назвал свое детище Василий Бычков, основатель Российского антикварного салона. И это не пустые слова: ярмарка остается главным событием в области торговли старым искусством, она четверть века проходит два раза в год и с 27 ноября по 1 декабря 2024-го состоится в Москве, в Гостином Дворе на Ильинке, в 50-й раз. За это время салон претерпевал разные изменения, и теперь в фокусе его внимания не только антиквариат, но и ювелирное искусство и дизайн интерьеров. Неизменным организатором ярмарки остается компания «Экспо-парк Выставочные проекты».

ДОСЬЕ
Российский антикварный салон

Первый салон состоялся в 1996 году в Центральном доме художника (18 участников) и с тех пор обычно проходит два раза в год. В начале 2000-х спрос на старое искусство стал высоким, салон развивался по экстенсивному пути: число участников достигло 200, стенды заняли все пространство ЦДХ, все три этажа, и «уперлись» в стены и крышу. В 2004 году начался переход в качество: на втором, главном, этаже была выделена ВИП-зона для самых крупных и уважаемых галерей. В 2010 году появился полноценный и статусный зарубежный участник — галерея Maison d’Art (Монте-Карло) со старыми мастерами. В 2010-х стали обычными экспертный совет, который отсматривает все стенды ярмарки на предмет качества, и тематические спецпроекты. В 2005-м таким проектом был «Рококо из фондов российских музеев и частных коллекций». В 2009 году выставку «Эпоха Николая I. Искусство парада» курировал коллекционер Сергей Подстаницкий. В 2011-м куратором проекта «Живопись Италии XIV–XVIII веков из частных собраний» была Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 2013-м «Малыми голландцами» занимался Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров того же музея. В один из сезонов проект, посвященный винтажному женскому белью, в ЦДХ представляли девушки в корсетах, а выставку на тему охоты — наездница на живой лошади и с борзыми. В какой-то момент арт-рынок стал таким активным, что решено было устраивать, помимо основных салонов, еще две ярмарки — книги и советского искусства.

Пандемия, а потом экономический кризис нанесли арт-рынку (как и любому другому) удар, однако салон стойко его выдержал. Последние выпуски ярмарки проходят в Гостином Дворе на Ильинке. За эти годы Российский антикварный салон посетило более 1 млн человек.

Еще…

У предстоящего салона будет рекордное число участников — 191 галерея, а главной темой выбрано «Наследие». Галеристы отберут по одному предмету из своих собраний и сопроводят их на стендах QR-кодами с описанием. Наследие складывается серьезное. Например, Inna Khegay Gallery представляет полотно Василия Тропинина «Гитарист», уменьшенное авторское повторение одной из самых популярных картин художника, изображающей автора «Полной школы для семиструнной гитары» и «Исторического очерка русской оперы», графа Владимира Ивановича Моркова.

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон

Петербургская Suslov Fine Arts представит комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Галерея Дамирова покажет «сухопутное» полотно Ивана Айвазовского «Пейзаж с волами» (1867) — одна из подобных работ принадлежала Александру II.

Галерея «Антик-инвест» выставляет эскиз ворот для русского павильона в Венеции (1914): это две большие створки, на которых среди буйных картушей изображены вздыбившиеся кони. Есть и зарубежное искусство. Например, «Мадонна с грушей» итальянского мастера начала XVI века Франческо Верлы, представленная галереей «Коносьеръ». Из работ, участвующих в проекте, складывается настоящий музей.

Специальная экспозиция салона тоже посвящена наследию. Это «Историческое наследие великой России» — редкие образцы «могучей русской бронзы» (по словам критика рубежа XIX–XX веков Владимира Стасова) и живопись, которые, по замыслу куратора Людмилы Дементьевой (ГИМ), «хранят устойчивые национальные образы России».

Комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Suslov Fine Arts.  Фото: Российский антикварный салон
Комод наборного дерева с вензелем Екатерины II и гербом Сибири, созданный по заказу семьи Демидовых для поднесения в дар императрице. Suslov Fine Arts.
Фото: Российский антикварный салон

Впервые на салоне Suslov Fine Arts показывает подборку предметов мебели, многие из которых можно назвать шедеврами в кубе: они созданы ведущими русскими мебельщиками по рисункам известных архитекторов 1760–1880-х годов и происходят из императорских резиденций. Среди них, например, бюро мастера Гамбса в стиле жакоб (около 1800) с многочисленными ящиками, дверками в несколько слоев и пирамидальным обелиском в самой сердцевине.

Древнейшие экспонаты салона — из коллекции Кирилла Данелии. Известный своим собранием Древнего Востока и Азии, он представит ярко расписанный антропоморфный египетский саркофаг жрицы раннептолемеевского времени (III век до н.э.).

Российский антикварный салон.  Фото: Российский антикварный салон
Российский антикварный салон.
Фото: Российский антикварный салон

На салоне можно будет обнаружить произведения буквально всех эпох и жанров. Здесь есть Средневековье (триптих «Благовещение» конца XV века и лиможские эмали), «малые голландцы» («Натюрморт с рёмером и ветчиной» Виллема Класа Хеды, XVII век), русская классика («У крепостной стены» Василия Поленова, 1876), постимпрессионизм («Овцы в хлеву в Перигоре» Николая Тархова, 1907) и так далее. В великом изобилии будут представлены предметы прикладного искусства.

На другом конце хронологической оси — произведения дизайнерского искусства: более 60 дизайнеров, мебельных, текстильных и световых брендов. В отдельном разделе — произведения современных российских ювелиров, победителей престижных мировых конкурсов.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+