18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Плакатное перо, которое приравняли к штыку

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Что это, если не Zeitgeist — дух времени? В один день, в паре сотен метров друг от друга, в ГИМ и в Манеже, открылись выставка советского плаката и ретроспектива объединения Кукрыниксы — карикатуристов, иллюстраторов и тоже мастеров плаката

Не бывает такого года, чтобы в каком-нибудь российском музее, а то и в нескольких, не прошла бы выставка советского плаката. Авторы наглядной агитации, очевидно, владели рецептами воздействия на массовое сознание, которое (воздействие) было таким сильным, что ощущается и сегодня. Конечно, не последнюю роль в непреходящей популярности такого рода выставок играет тот факт, что создатели плакатов зачастую были прекрасными художниками. Опираясь на собственные фонды, а также на коллекции других музеев и частных лиц, Государственный исторический музей телепортирует зрителя в СССР с помощью 120 оригинальных плакатов и еще 350 в мультимедийной форме. Выставка поделена на пять зон с красноречивыми названиями, описывающими разнообразный тематический спектр советского плаката. В центре зоны «Демиурги и строители» расположена инсталляция «Типография», вдохновленная павильоном СССР на международной выставке «Пресса» в Кельне 1928 года от Эль Лисицкого. Другие разделы — «Товарищ женщина», «Мужество и Победа», «Спорт», «Порок за порог».

Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Государственном историческом музее.  Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Образ и слово. Искусство советского плаката» в Государственном историческом музее.
Фото: Государственный исторический музей

Параллельно в Центральном выставочном зале «Манеж» идет выставка о союзе трех художников, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, — союзе, который оказался невероятно долговечным: он продлился до конца 1980-х и сыграл важнейшую роль в формировании эстетики советской карикатуры. Проект Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» объединяет 314 предметов из отечественных музеев и из частных коллекций со всей России. Экспозиция, о которой мы подробнее рассказали тут, разместилась в десяти залах Манежа, каждый посвящен определенному периоду в творчестве художников: довоенные годы, Великая Отечественная война и участие в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа Кукрыниксов в театре, журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией. В последний раз так много произведений Кукрыниксов собирали под одной крышей аж в 1977 году, на прижизненной выставке, приуроченной к 222-летию художников (на троих).

Государственный исторический музей
«Образ и слово. Искусство советского плаката»
До 31 января

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Кукрыниксы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+