18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка главных советских карикатуристов открылась в Манеже

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Огромный проект, созданный РОСИЗО, показывает знаменитое трио со всех возможных ракурсов, напоминая, что прежде всего «Кукрыниксы» вовсе не современная рок-группа, чего бы ни выдавал «Яндекс» в первой строчке

Ретроспектива знаменитых советских карикатуристов, иллюстраторов и мастеров плаката, приуроченная к 100-летию образования объединения, открылась на нижнем ярусе Центрального выставочного зала «Манеж» в Москве. О трио Кукрыниксов эта выставка рассказывает все, что только возможно. Она организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, что во многом объясняет ее блеск и размах.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Союз трех художников, выпускников ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова оказался невероятно долговечным: он продлился до конца 1980-х и сыграл важнейшую роль в формировании эстетики советской карикатуры.

Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е. Фото: из личного архива семьи Н. Соколова
Художники П.Н.Крылов, М.В. Куприянов и Н.А.Соколов в мастерской. 1930- е.
Фото: из личного архива семьи Н. Соколова

Экспозиция площадью 2 тыс. кв. м разместилась в десяти залах, посвященных различным периодам творчества Кукрыниксов: довоенные годы, Великая Отечественная война и участие в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа в театре, в журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже. Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Путешествие по залам начинается с небольших отделов, где рассказывается о каждом из художников до начала совместной деятельности, а также показаны их самостоятельные работы маслом. Картины эти, впрочем, не особо выдающиеся — и тем удивительнее то волшебное превращение, которое претерпели Куприянов, Крылов и Соколов, слившись в единое трехголовое существо.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Последующие залы в подробностях рассказывают о разных аспектах деятельности карикатуристов, причем временной охват их творчества гигантский — от Керенского до 1960–1970-х годов. Обилие плакатов и карикатур заставляет удивляться бешеной производительности трио. Вереница созданных ими обложек журнала «Крокодил» выглядит прямо почетным караулом. Отдельно останавливает внимание зал, посвященный работе Кукрыниксов над книжной иллюстрацией — от Гоголя до Ильфа и Петрова. Он затерялся среди политической агитации, однако высвечивает их творчество с нового ракурса. Анфиладу завершает небольшой зал, демонстрирующий плоды их групповой работы в масляной живописи. Здесь представлены знаменитые крупные полотна, изображающие нацистов в Новгороде Великом и последний час Гитлера, — произведения, создававшиеся на протяжении многих лет. Рядом — их ранние небольшие эксперименты в масле, внезапно чем-то напоминающие довоенного Юрия Пименова, хотя и не такие отточенные.

Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.  Фото:  Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО
Выставка «Кукрыниксы» в Манеже.
Фото: Василий Буланов/psculturestudio/Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО

Выставка объединила 314 предметов из отечественных музеев и частных коллекций со всей России. В последний раз так много работ Кукрыниксов собирали под одной крышей аж в 1977 году, на прижизненной выставке, приуроченной к 222-летию художников (на троих).

Музейно-выставочное объединение «Манеж»
«Кукрыниксы»
До 15 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+