18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гагарин заблестел как новенький

Работники коммунальных служб моют памятник космонавту Юрию Гагарину на Ленинском проспекте в Москве. Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
Работники коммунальных служб моют памятник космонавту Юрию Гагарину на Ленинском проспекте в Москве.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Знаменитый титановый памятник на Ленинском проспекте в Москве подвергся первой за 44 года реставрации

Памятник космонавту Юрию Гагарину, созданный скульп­тором Павлом Бондаренко в 1980 году и насчитывающий 42 м в высоту, за годы пребывания под открытым небом немного «постарел», несмотря на суперпрочный материал — титановый сплав. При обследовании, проведенном два года назад, выяснилось, что в обновлении нуждаются и стилобат — основание памятника, и сама фигура Гагарина, и установленный у подножия колонны макет корабля «Восток».

На первом этапе занялись стилобатом: его очистили от атмосферных и биологических загрязнений. Тогда же обнаружили, что часть облицовочных блоков и плит повреждены. Как рассказал нашему изданию Илья Стадник, руководитель проекта ООО «РМ „Наследие“», осуществлявший работы, эта стадия была наиболее трудоемкой. Основная проблема состояла в том, чтобы верно выложить отделку стилобата обратно. Она набрана из блоков лабрадорита и состоит из 7 рядов по 65 блоков в каждом. «Мы перебрали шесть рядов. Каждый блок — это трапециевидный элемент весом до 600 кг. Они образуют лучи, расходящиеся во все стороны, из центра наружу. Блоки имеют разный размер, который подгонялся в процессе создания памятника. Нам пришлось несколько раз собирать и разбирать отделку, идти опытным путем, чтобы все прилегло идеально», — говорит Стадник.

Располагающийся выше каркас постамента представляет собой стальную трубу диаметром 1 м с толщиной стенки около 10 мм. Снаружи эта труба покрыта бетоном и отделана титаном. Для очистки внутренней стальной поверхности каркаса от продуктов коррозии специалисты применили метод струйно-вихревой абразивной обработки. Специалист, одетый в тяжелый защитный костюм, поднимался внутри на высоту 32 м (причем в кромешной тьме) и, постепенно спускаясь, очищал каждый квадратный сантиметр поверхности. Для производства этих работ пришлось устроить вытяжную вентиляцию, что тоже стало отдельной технологической проблемой. «После того как мы закончили расчист­ку трубы, мы загрунтовали и окрасили поверхность металла», — рассказывает Илья Стадник.

Реставрация пьедестала памятника Юрию Гагарину на Ленинском проспекте. 2024.  Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Реставрация пьедестала памятника Юрию Гагарину на Ленинском проспекте. 2024.
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

В этом году реставраторы занялись непосредственно фигурой Гагарина, чей запоминающийся силуэт стал одним из символов романтического восприятия советского покорения космоса. Кстати, во время чемпионата мира по футболу в Москве в 2018 году эта скульптура вошла в тройку монументов, наиболее часто упоминаемых иностранными туристами (два других — памятник Петру I работы Зураба Церетели и выполненная Филиппом Рукавишниковым бронзовая фигура футболиста Федора Черенкова у стадиона «Лукойл Арена»). Они прозвали ее Rocket Man и сравнивали с Железным Человеком из киновселенной Marvel.

Фигура Гагарина — самонесущая, без каркаса. Она имеет высоту 14 м и состоит из 238 деталей, скрепленных болтами. Каждая из этих деталей была промыта и прочищена. Титановая поверхность в очень хорошем состоянии: металл окислился на воздухе, образовав тонкую оксидную пленку, которая защищает его от дальнейшей коррозии. Здесь, снаружи фигуры космонавта, были преду­смотрены только промывка и легкая располировка.

В ходе обследования промышленные альпинисты обнаружили на темечке Гагарина технологический люк. Изнутри он был закрыт на болтовом соединении, а снаружи — заварен. «Была идея его разгерметизировать для осуществления приточной вентиляции, когда чистили каркас. Но мы отказались от этой мысли и решили по-другому эту проблему», — уточняет Стадник. Пространство внутри фигуры имеет диаметр около метра, его также привели в порядок.

Под конец реставраторы занялись самым легким — шарообразной моделью корабля «Восток», стоящей у основания колонны. Ей был необходим только косметический ремонт. Также были приведены в порядок буквы памятной надписи.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+