18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великий «Художественный»

Главный зал кинотеатра.  Фото: электротеатр «Художественный»
Главный зал кинотеатра.
Фото: электротеатр «Художественный»
№126, ноябрь 2024
№126
Материал из газеты

Один из старейших кинотеатров мира отмечает 115-летие и ждет верных поклонников кино на фестиваль в честь своего дня рождения

В Москве существует много исторических институций, сохранившихся еще с дореволюционных времен. Музеи, университеты, академии, архитектурные памятники — наследие прошлого раскрывается по-новому, сохраняя традиции в современном контексте. Среди подобных примеров особняком стоит легендарный электротеатр «Художественный», вновь распахнувший свои двери весной 2021 года после масштабной семилетней реставрации и реновации.

Один из старейших кинотеатров мира, «Художественный» был открыт в 1909 году. Момент был выбран удачный: в тот год было выпущено по меньшей мере 20 немых кинолент русского производства, в том числе первый цветной (раскрашенный от руки) короткометражный фильм «Ухарь-купец» по мотивам одноименной песни на стихи Ивана Никитина. «Художественный» стал местом, где проходили важнейшие премьеры (позже — первых звуковых и цветных фильмов), включая «Кино-глаз» Дзиги Вертова и «Броненосец „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна.

Это было первое здание, построенное именно для показа кино, поэтому технически оно было оборудовано максимально прогрессивно для своей эпохи, в том числе с точки зрения безопасности (старая кинопленка легко воспламенялась). Автором архитектурного проекта стал Николай Благовещенский, но через четыре года за перестройку здания взялся знаменитый Федор Шехтель.

Главное фойе кинотеатра.  Фото: электротеатр «Художественный»
Главное фойе кинотеатра.
Фото: электротеатр «Художественный»

Именно на его оригинальные чертежи ориентировались реставраторы, возрождая кинотеатр уже в XXI веке. В ходе работ были раскрыты заложенные оконные проемы и восстановлен исторический декор: надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, вывеска «Художественный электро-театръ», барельефы «Гелиос» и «Селена», мужской и женский маскароны. По эскизам архитектора также воссоздали фонари, освещающие главный вход.

На фасаде теперь расположена электронная афиша, не нарушающая исторический облик здания. Она заняла то же место, где в прошлом размещались знаменитые афиши «Художественного». В фойе специалисты вернули к жизни частично сохранившийся потолочный карниз и фриз. А вот лестница в фойе — новая архитектурная деталь, спроектированная каталонским бюро Lázaro Rosa-Violán. Узнать все тонкости глобальной реставрации и в целом истории кинотеатра можно на регулярных экскурсиях.

В возрожденном «Художественном» четыре зала разных размеров: самый большой — на 474 места, два малых — по 46 мест и один камерный, рассчитанный на 21 зрителя. Все залы оборудованы аудиосистемой Dolby Atmos и высококонтрастными лазерными кинопроекторами Barco. Помимо тех, что установлены в «Художественном», в мире существует всего 17 аналогичных проекторов. А для поклонников классики есть возможность насладиться шедеврами на пленке 35 мм.

Лестница в фойе, спроектированная бюро Lázaro Rosa-Violán.  Фото: электротеатр «Художественный»
Лестница в фойе, спроектированная бюро Lázaro Rosa-Violán.
Фото: электротеатр «Художественный»

Обновленный «Художественный» за последние три с половиной года стал не просто местом, где можно увидеть очередную премьеру, но единственным в своем роде кинотеатром премьерного показа и фестивальным центром с продуманным институциональным подходом и кураторской программой. Эту концепцию дополняют опции для комфортного и разнообразного времяпрепровождения в стенах электротеатра. Так, в южном фойе расположен камерный филиал Библиотеки имени Н.А.Некрасова, где представлена специальная подборка изданий о кино, театре, музыке и архитектуре. Весомый вклад в эту коллекцию внес итальянский модный Дом Gucci — безвозмездно передал «Художественному» собрание любимых книг бывшего креативного директора бренда Алессандро Микеле и серию альбомов, выпущенных в сотрудничестве с художниками и друзьями Дома.

Провести время перед началом или после сеансов и мероприятий можно в ресторане современной русской кухни Niki, кофейне Eleven или баре Eisen прямо в стенах кинотеатра.

Отдельного внимания заслуживают проекты, которые команда обновленного «Художественного» во главе с программным директором Стасом Тыркиным реализовала за последние несколько лет. Например, в сотрудничестве с Итальянским институтом культуры были организованы показы классических итальянских комедий 1950–1970-х годов и ретроспектива фильмов Федерико Феллини. А совместно с Французским институтом в России прошло несколько ретроспективных показов ключевых картин французского кинематографа ХХ века, а также фильмов знаковых французских режиссеров Жан-Пьера Мельвиля и Жан-Люка Годара. Особая любовь к французским творцам чувствуется и в других мероприятиях. В их числе серия показов, посвященных легендарному французскому режиссеру «новой волны» Франсуа Трюффо. Традиционным весенним событием для кинотеатра стал Кинофестиваль франкофонии, где зрители могут познакомиться с лентами разных жанров из Бельгии, Канады, Люксембурга, Франции и Швейцарии.

Фойе перед малыми залами.  Фото: электротеатр «Художественный»
Фойе перед малыми залами.
Фото: электротеатр «Художественный»

В 2021 году, знаменуя новую веху в истории знакового места, был создан еще один собственный кинофестиваль, который ежегодно проходит в ноябре — в честь дня рождения «Художественного». Он знакомит публику с фильмами — участниками главных международных кинофестивалей и новыми работами российских авторов. В этом году фестиваль проходит с 13 по 17 ноября. Его откроет новая картина Андреа Арнольд «Птица» — бунтарское драмеди с Барри Кеоганом и Францем Роговским в главных ролях. Мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале в 2024 году, где картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».

Среди других фестивальных новинок — драматический триллер с Юрой Борисовым «Кончится лето», взявший Гран-при фестиваля «Маяк» 2024 года, поэтичная мелодрама «Эра» Вениамина Илясова с Марианной Шульц в главной роли, ставшая победителем первого фестиваля молодого кино «Новое движение».

Также программу украсят две классические киноленты разных периодов: компиляция отреставрированных работ Ман Рэя «Возвращение к разуму» с саундтреком группы Джима Джармуша и мюзикл конца 1960-х «Девушки из Рошфора» с Катрин Денёв в главной роли. Все показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.

После премьеры фильма «Кончится лето» 15 ноября в фойе большого зала состоится вечеринка со специальным диджей-сетом от московского проекта Софьи Озеровой и Светланы Ильевской Ozero Sveta.

Также во время фестиваля состоится серия экскурсий «Федор Шехтель: между чертежной доской и бокалом шампанского» — премьера новой тематической прогулки по кинотеатру, подготовленной совместно с Ultima Яндекс Go.

Билеты на фестиваль в честь дня рождения кинотеатра можно приобрести на официальном сайте «Художественного».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+