18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Политехнический музей показал «Колесо прогресса»

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.  Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

В петербургском ЦВЗ «Манеж» проходит выставка «Политехнический музей: создавая настоящее», посвященная становлению и развитию российской инженерной школы на протяжении почти 200 лет

Впервые в Санкт-Петербурге свои уникальные коллекции представляет московский Политехнический музей. Выставка посвящена 150-летию основания музея. Она подготовлена совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» при научном кураторстве Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и воспевает выдающихся отечественных ученых, инженеров, изобретателей и их достижения в развитии науки и техники.

Петербургская выставка — вторая часть самого большого проекта из реализованных музеем за последние 50 лет. Первая часть, «Политехнический музей: приближая будущее», проходила весной и летом этого года в Музее Москвы. Но если она рассказывала главным образом об истории музея, то нынешняя посвящена становлению и развитию российской инженерной школы на протяжении последних почти 200 лет. Около 300 экспонатов предоставили на выставку сам Политехнический музей, НИЦ «Курчатовский институт», а также партнеры — научные, производственные и промышленные госкорпорации, конструкторские бюро, музеи, частные коллекционеры. Часть предметов музей несколько десятилетий не доставал из запасников, некоторые поступили в фонды совсем недавно, и их впервые показывают широкой публике.

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.  Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

«Вы только подумайте, каким богатством мы обладаем, какие научные открытия делали и делают наши ученые, инженеры, конструкторы! — сказал на вернисаже выставки Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт» и Политехнического музея. — Экспозиция в Манеже доказывает, что мы всегда занимали важное место в мировом процессе развития технологий».

За последние 20 лет Политехнический музей пережил череду катаклизмов. В 2004 году в историческом здании на Новой площади случился пожар. Пожарные потушили огонь, но залили водой значительную часть фондов. К тому же фундамент всего комплекса построек неравномерно просел, отсутствовали центральное отопление и система вентиляции. В 2011 году был объявлен конкурс на реконструкцию музея, а в 2013-м его закрыли на реставрацию и реновацию. Завершение работ много раз откладывалось и переносилось, очередной срок назначен на 2025 год. В ожидании открытия музей организует серию выставок в Москве и по стране. Сейчас одна из них приехала в Петербург.

Все пространство Манежа структурировано по восьми разделам: «Ресурсы», «Движение», «Энергия», «Информация», «Окружение», «Полет», «Жизнь» и «Природоподобие». Выставка занимает оба этажа Манежа, и на всем протяжении предметную экспозицию сопровождают мультимедийные инсталляции, так называемые кабинеты ученых — большие мониторы, на которых в режиме нон-стоп идет информация о выдающихся российских ученых, конструкторах, инженерах-изобретателях с их портретами, биографиями, цитатами из трудов.

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Первое, что видят посетители при входе в Манеж, — гигантская композиция «Колесо прогресса» архитектора Андрея Чернихова, внука знаменитого советского архитектора-авангардиста Якова Чернихова. Конструкция из огромных колес, труб, лопастей и стеклянных колб периодически начинает двигаться и звучать: колеса вращаются, вспышки света пульсируют в стеклянных трубках, и откуда-то из недр этого сооружения раздается мелодия, имитирующая звуки работающих станков.

По словам Андрея Чернихова, было намерение создать некую конструкцию на открытие экспозиции, символизирующую век пара и электричества, и возникла мысль объединить идеи 20-х годов прошлого века и нынешнего.

«В основу легли одна из конструкций моего деда, идеи и образы швейцарского скульптора Жана Тенгли, серии фотографий промышленной архитектуры XIX и XX веков, — рассказал Андрей Чернихов, — а также мой личный опыт, когда я летом мальчишкой подрабатывал на заводе. В качестве музыкального сопровождения мы использовали одну из аранжировок произведения Александра Мосолова „Завод. Музыка машин“, написанного им в 1928 году».

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Первый экспонат, который встречает посетителей, — уникальный «Руссо-Балт» К12/20, единственный сохранившийся экземпляр легкового автомобиля, сделанного в Российской империи. Первый серийный автомобиль этой марки изготовили ко Дню города 27 мая 1909 года; экземпляр с выставки собрали в 1911 году — его заказала Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине.

По сути, уникальный автомобиль вернулся на родину в Петербург, как и некоторые другие экспонаты. Например, выпущенный в 1910 году аэроплан «Гаккель-3», макет которого в полную величину расположен на втором этаже. Яков Гаккель, автор самолета, работал над ним здесь, в Петербурге, а испытывал в Гатчине. Знаменитый летчик Михаил Водопьянов говорил, что именно Гаккель первым отказался от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции.

В целом экспозиция разделена по простому принципу: земля и небо. На первом этаже представлены достижения российской науки и инженерной мысли, стоящие на земле или двигающиеся по ней: автомобили, макеты трамвайного вагона 71-931М «Витязь-Ленинград», знакомого москвичам поезда метро «Москва-2020», экскаваторов, атомной электростанции, термоядерной установки «Токамак-10», телеграфного аппарата. И первая отечественная ЭВМ «Сетунь» — размером с квартиру-студию. Здесь же можно увидеть действующий экземпляр аэросаней, созданных знаменитыми конструкторами Николаем Камовым и Андреем Туполевым для труднодоступных северных районов. Кстати, с таких аэросаней снимались отдельные сцены фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».

Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург. Фото: Политехнический музей
Выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
Фото: Политехнический музей

Второй этаж посвящен преимущественно небу и космосу, а также современным био- и медицинским технологиям. Макеты и действующие модели летательных аппаратов, настоящие скафандры, в том числе «Кречет», созданный в СССР для работы на Луне, космический «мотоцикл» СПК 21КС, аналогичный тому, что испытывал космонавт Александр Серебров, и шестиногий «марсианский» шагоход. Очень жаль только, что на выставке, посвященной развитию и движению, ни один макет или действующая модель не двигаются, а стоят совершенно неподвижно. Даже легендарный робот-экскурсовод Сепулька, который управлялся дистанционно и ездил с группой по залам в Политехническом музее, в Манеже стоит в витрине, как пришпиленная бабочка.

Выставка завершается на втором этаже, откуда открывается вид на архитектурную композицию при входе в Манеж: входной проем изнутри украшает характерный трехарочный фасад Политехнического музея, совпадающий с практически такими же арками на входе в Манеж. Это своеобразное приглашение посетить музей в Москве, когда он откроется после реконструкции.

Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Политехнический музей: создавая настоящее»
До 9 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+